ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВОДНЫХ, ЗЕМЕЛЬНЫХ И ГИДРОЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ ЦЕНТРАЛЬНО-АЗИАТСКОГО РЕГИОНА
Морозов Александр Николаевич

Павлов Г.Н.

Предложения по составлению раздела "НТП"

К "Генеральной схеме развития водного хозяйства и орошаемого земледелия до 2005 года" (1997 г)

Основные положения

Прежде чем намечать пути научно-технического прогресса в ирригации Узбекистана, следует хотя бы в общих чертах обрисовать нынешнее положение.

Без преувеличения можно сказать, что основой жизнедеятельности Узбекистана является ирригация. Большинство промышленных отраслей, развившихся в Республике, в той или иной степени направлены на обслуживание ирригационных сооружений или хлопководства. В создавшемся положении, когда какие-либо дотации в сельское хозяйство извне прекращены, Узбекистан должен планировать свою экономику, ориентируясь на полную окупаемость сельхозпроизводства на орошаемых землях. Это очень сложная задача, т.к. опыт сельхозпроизводства во всех без исключения странах мира показывает, что сельское хозяйство нуждается в государственных дотациях.

Естественно, что этот вопрос легко решается в промышленно развитых странах, а в тех случаях, когда страна имеет только аграрный сектор, она сталкивается с необходимостью искать торговых партнеров и экспортировать очень большую долю произведенной сельхозпродукции. Это необходимо для закупок за рубежом необходимых механизмов, оборудования, материалов, способных поддержать работоспособность оросительных систем. Последствия от прекращения действия хотя бы одной крупной оросительной системы в Узбекистане трудно себе представить. Но предположить, что такое может случиться вполне возможно. Дело в том, что ирригационные системы Узбекистана очень энергоемки. Такие уникальные каскады насосных станций, как Каршинский или Аму-Бухарский не только потребляют очень большое количество электроэнергии, но и требуют систематической замены оборудования, дорогостоящего. Подсчеты, в мировых ценах показывают, что подача воды по Каршинскому магистральному каналу обходится порядка 900 долларов США на 1 гектар в год.

Очевидно, что ни одна из выращиваемых сельхозкультур, включая хлопок, не смогут оправдать такие затраты. Не вдаваясь в дальнейшие экономические выкладки, возвращаясь к проблемам ирригации можно отметить, что основным вопросом здесь следует считать изыскание путей всемерного сокращения подачи воды на орошение. Это позволит, помимо всего прочего, снизить ирригационные затраты.

Для работ по снижению водопотребления представляется широкое поле деятельности, что можно подтвердить такими цифрами: по Узбекистану забирается на орошение 13800 м3/га воды, а требуется для выращивания урожаев с планируемой урожайностью 4000...5000 м3/га. Последние цифры можно считать предельными, они получены при капельном орошении пропашных культур (хлопчатника). То положение, что водоподачу можно резко сократить, не нанося ущерба урожаю, подтверждается последними достижениями в области сельскохозяйственных наук. Дело в том, что за последние 20 лет развитые страны повысили урожаи пропашных культур вдвое и более раз. В основном это достигнуто за счет биотехнологических методов подготовки посевного материала. Естественно, повысились и культура земледелия, эффективность использования удобрений и пестицидов. Как правило, впечатляющие результаты по величиню урожаев, сопровождаются поисками методов сокращения затрат воды на орошение.

Опыт развитых стран убедительно показывает, что нельзя связывать повышения урожаев только с водоподачей на поля. Более того, установлены допустимые урожаи различных сельскохозяйственных культур, при которых орошение может случиться рентабельным. Это очень высокие показатели; так хлопка необходима собирать не менее 24 ц/га (волокно), картофеля 800...1000 ц/га, овощей (томаты) 800 ц/га. Планируемые на перспективу по Узбекистану урожаи не достигают и половины от названных цифр. Следует отметить, что указанные величины урожаев это сегодняшний день, ожидается их рост не только в отдаленной, но в ближайшей перспективе. Не замечать сколь низки урожаи сельхозкультур на орошаемых землях Узбекистана, означает обрекать себя на хроническое отставание в этой области.

Еще одно обстоятельство требует упоминания, - довольно долгий период времени в Узбекистане и во всей Средней Азии урожайность напрямую связывалась с водоподачей на поля. За этот период было осуществлено очень большое количество проектов по повышению водообеспеченности земель. Экономическая эффективность проектов обосновывалась только повышением урожайности. Однако ожидаемого повышения урожаев не произошло; а после того, как открылась, вернее, легализовалась, тайна о "скрытых" орошаемых землях, можно даже утверждать, что урожайность хлопчатника за последние 20 лет понизилась.

Приведенные соображения, связанные с анализом существующего положения, позволяют сформулировать довольно сакраментальное положение о том, что дальнейшее повышение урожаев, а следовательно и валовых сборов, в гораздо большей степени зависят от реконструкции отраслей, находящихся вне ирригации. Что для этого необходимо предпринимать, должны сформулировать специалисты аграрники.

По нашему глубокому убеждению здесь не надо стремиться к открытиям, поскольку во многих странах уже отлажены методы получения посадочного материала, использования удобрений, пестицидов и др. Совместно с аграрниками специалисты ирригаторы должны решить вопросы о возможности снижения подачи воды на орошение при использовании наиболее эффективных приемов возделывания сельхозкультур.

Другой проблемой, которая почти напрямую связана с водопотреблением, является экология. Весь круг вопросов связанный с этой проблемой, еще полностью не определился, поскольку до недавнего времени на экологическую обстановку не принято было обращать внимания. Нельзя считать, что такое положение сложилось исключительно на территории бывшего СССР. Многие страны, в том числе США, предпочитают делать вид, что у них все в порядке, поскольку устранение некоторых последствий человеческой деятельности требует огромных затрат.

По определению организации "Гринпис":

"... решение многих экологических проблем однозначно связано с готовностью страны или группы сопредельных стран к самоограничениям".

Очень четкая и емкая формулировка. Прежде всего, подчеркивает также "Гринпис...", "...необходимо оперировать и обмениваться только объективной информацией, сколь неудобной бы она не была..." Вот здесь, как нам кажется, и будет найден камень преткновения, который надолго может затормозить решение экологических проблем в Узбекистане. С уверенностью можно заявить, что в настоящее время проблемы экологии надежно заякорены, соответствующим образом подобранной информацией. Примером может служить тот факт, что ни один район, область или республика из Среднеазиатского региона не заявила хотя бы один раз об излишнем водозаборе в своих административных границах. Любой специалист, обладающий информацией, которая мало устраивает вышестоящих, постарается, в лучшем случае, вообще ее нигде не использовать.

Так складывалось в течение многих лет, поэтому выработались определенные стереотипы поведения, мышления. К сожалению, по сей день бытует мнение, что хороший специалист, а тем более руководитель организации, даже научной, должен быть, прежде всего, политиком, т.е. действовать по схеме: говорю одно, думаю другое, а делаю то, что нужно. Кому нужно? Ясное дело, организациям или ведомству. Способствует сохранению традиций, остающиеся без изменений структурные формы хозяйствования, система финансирования.

В последнее время принято говорить об экологических проблемах, в особенности о проблеме Аральского моря. Любая проблема требует четкой и очень ясной формулировки существа дела. Однако в отношении Арала, такой формулировки нет. В титульном списке строительных работ 1991 года по решению проблемы Аральского моря перечислялись такие объекты, как: больницы, детские сады, водопроводы, шоссейные дороги и т.п. Выполнение работ по перечисленным объектам может решить социально-экономические проблемы, а не экологические. Налицо узковедомственные вопросы, решаемые любым удобным способом.
Другими словами, не только решению, но даже и формулировке экологических проблем мешает сохранившаяся структура управления хозяйством, в которой преобладают внутриведомственные политические интересы. Здесь не сделано каких-либо открытий. Опыт многих стран, в том числе и бывшего СССР, убедительно показывает, что решение экологических проблем находится в прямой зависимости от структурных и законодательных преобразований в государстве.

Тот же опыт показывает, что решение экологических проблем выливается в целый ряд ограничений, запретов. Жестко ограничено использование энергии, топлива в промышленном производстве в сельском хозяйстве введены санкции за наносимый ущерб природной обстановке.

Вряд ли какое-либо ведомство будет разрабатывать систему санкций, направленных против своей собственной деятельности.

Еще раз подчеркнув, что проблемы экологии требуют для своего решения, как сейчас принято говорить, непопулярных мер, можно сделать вывод о необходимости создания независимых научно-технических коллективов. Такие коллективы могут разрабатывать концепции, правовые основы решения экологических проблем. Финансирование деятельности независимых коллективов должно осуществляться государством. При этом целесообразно проводить конкурсы на представление программ и проектов. В качестве экспертов следует привлекать специалистов из ведущих стран.

Вернуться на главную страницу



Сайт создан в системе uCoz