Рыскулов
Д.М.
В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ НЕОБХОДИМО
ЗНАТЬ: экономически эффективна ли водоподача из Оби в Центральную
Азию?
При благоприятном
стечении обстоятельств текущий 2003г.- Международный год чистой воды
мог бы быть для переброски историческим. За прошедшие с 1986 памятного
года 17 лет предполагалось завершить проектирование и строительство
Главного канала и привести Большую Воду из Сибири в бассейн Аральского
моря.
Трудно себе представить ту человеческую радость, которую искренне
испытывали в связи с таким событием десятки миллионов счастливых людей.
Но, обстоятельства превыше нас.
Здесь и далее в понятие термина "переброска" заложен собирательный
смысл, который в зависимости от контекста может означать: образ мышления,
многоплановую проблему, комплекс мероприятий освоения ресурсов, оказание
гуманитарной помощи, обеспечение стратегической безопасности, конкретное
инженерное решение, связанные с изъятием части стока реки, его транспортированием,
распределением, использованием и охранной природы.
Основание для постановки вопроса.
Непредсказуемость завтрашнего дня, неопределенность отношения властных
и финансовых структур к переброске, ограниченность информации, для
крупномасштабного проекта, отсутствие организующего начала затрудняют
в настоящее время сделать выбор целенаправленных шагов достойных ситуации.
Может быть, поэтому сегодня возникают больше вопросы, чем ответы.
Результаты экономических расчетов, выполненных в Технико-экономическом
обосновании первой очереди переброски части свободного стока рек Сибири
в Среднюю Азию (ТЭО), свидетельствуют о высокой экономической эффективности
комплексных суммарных затрат. Они позволяют представить выгоды России,
республик Средней Азии и отраслей экономики, которые могли бы быть
получены в случае реализации проекта в условиях единого социалистического
государства - СССР.
Показатели экономической эффективности (по материалам ТЭО 1984г.)
(принятые обозначения: К– капиталовложения, млн. руб.; П– среднегодовая
прибыль,млн. руб.; Р– рентабельность, % ; Ок. – окупаемость, лет)
Статьи затрат
|
К
|
П
|
Р%
|
Ок.,
лет
|
На
территории России
|
Главный
канал переброски
|
4438
|
591
|
7,0
|
14,3
|
Оросительная
система
|
2127
|
351
|
10,8
|
9,4
|
Совхозы
овощеводческие
|
157
|
656
|
94,4
|
абс.эфф.
|
Совхозы
кормовые
|
1282
|
167
|
7,7
|
12,5
|
Совхозы
животноводческие
|
60
|
150
|
29,8
|
4,4
|
Всего:
|
8064
|
1916
|
13,6
|
7,6
|
На
территории Казахстана
|
Главный
канал переброски
|
7491
|
918
|
6,5
|
14,8
|
Оросительная
система
|
2570
|
360
|
10,1
|
10
|
Совхозы
овощеводческие
|
63
|
203
|
608
|
абс.эфф.
|
Совхозы
кормовые
|
1000
|
100
|
8,3
|
11,9
|
Совхозы
животноводческие
|
97
|
367
|
389
|
абс.эфф
|
Всего:
|
11221
|
1947
|
10,4
|
9,6
|
На
территории Узбекистана и Южного Казахстана
|
Главный
канал переброски
|
1893
|
223
|
5,4
|
17,3
|
Оросительная
система
|
6913
|
901
|
9,1
|
10,9
|
Совхозы
овощеводческие
|
281
|
245
|
230
|
0,8
|
Совхозы
кормовые
|
3329
|
551
|
12,5
|
8,1
|
Совхозы
животноводческие
|
411
|
1627
|
259
|
абс.эфф.
|
Совхозы
хлопководческие
|
371
|
37
|
5,5
|
15,3
|
Хлопкозаводы
|
71.
|
80
|
166
|
абс.эфф
|
Маслоэкстракционные
заводы
|
38
|
7
|
18,9
|
5,7
|
Всего
|
13307
|
3671
|
26,4
|
5,75
|
Итого
по всем объектам
|
32600
|
7535
|
16,12
|
7,3
|
Сегодня это уже не факт, что переброска по – прежнему эффективна.
Приведенными
данными можно только иллюстрировать методику и содержание экономического
счета. Показатель эффективности очень чувствительный параметр. Его
устойчивость зависит от многих факторов. В расчет принимаются лишь
те, которые поддаются учету.
Ряд обстоятельств, которые в корне изменили исходные положения экономического
обоснования, оказались за пределами диапазона, принятого в экономических
исследованиях и расчетах. В ТЭО не возможно было предвосхитить то,
что произошло. А именно:
1. За истекший период времени после приостановления проектных и научно-исследовательских
работ по переброски радикально изменилась
геополитическая обстановка: бывшие союзные республики стали независимыми
государствами.
2. Сегодня на принципиально новой политической и экономической основе
в каждой из них возникли новые правовые и организационные институты.
Хозяйствующие субъекты (юридические и физические лица) с новыми формами
собственности самостоятельно определяют сферу и масштаб своей деятельности.
Происходящие
события в корне изменили исходные принципы и положения экономического
обоснования. В результате перехода на капиталистические принципы строительства
экономики России и республик Центральной Азии значительный массив
экономической информации ТЭО потерял свою актуальность и практическую
ценность. Он просто стал не адекватным современным условиям и формам
хозяйствования. Складывающиеся не традиционные деловые и финансовые
отношения между государством и коммерческими структурами заинтересованных
в переброске стран, требуют системного переосмысления происшедшего
и происходящее в России и республиках Центральной Азии с точки зрения
возможности и целесообразности реализации переброски в новых условиях.
Следовательно, из-за отсутствия современной кономической оценки переброски
все дискуссии о строительстве канала переброски преждевременны.
Особенность настоящего времени
Для возобновления
прерванного процесса проектных работ и научных исследований поставки
части стока реки Обь в Центральную Азию, прежде всего, необходимо
иметь глубокую уверенность в её эффективности. Это можно будет гарантировать,
если новые экономические расчеты на основе новой экономической информации
подтвердят экономическую эффективность переброски. Сегодня показатели
экономической эффективности необходимы для стимулирования интереса
Инвестора.
С другой стороны, веление времени (точнее рынок) выдвинуло в качестве
важнейшего показателя – цену товара (в нашем случае вода). Знания
цены и реального спроса на воду позволят объективно судить о целесообразности
проекта.
Следовательно, судьба проекта в руках у двух ключевых сторон – Покупателя
и Инвестора.
Думается, отсутствие новых показателей эффективности и экономически
обоснованной цены воды по трассе канала является главной причиной
отсутствия Инвесторов и пассивного отношения республик Центральной
Азии (Покупателя) к переброске.
Неопределенность отношения властных и финансовых структур к переброске,
ограниченность достоверной информации, отсутствие организующего начала
и непредсказуемость завтрашнего дня негативно влияет на общественное
мнение.
Поток различных оценок и суждений о переброске в СМИ и Интернет затрудняют
в настоящее время сделать выбор целенаправленных шагов достойных ситуации.
Может быть, поэтому сегодня возникают всё больше безответных вопросов
и не обоснованных утверждений.
Особенность современного этапа изучения эффективности подачи воды
из Сибири в Центральную Азию должна заключаться в целенаправленном
сборе, анализе, обобщении и систематизации экономической информации.
Вновь созданная база данных должна
быть пригодной для оценки всех хозяйствующих субъектов, связанных
со строительством объектов и использованием воды.
Собственный опыт оценки эффективности проектных решений ТЭО и работа
по замечаниям Государственной Экспертной Комиссии АН СССР, Госплана
СССР, Госстроя СССР подсказывают, что необходимо иметь такую базу
данных, которая позволяла бы определить экономическую эффективность
комплекса водохозяйственных, сельскохозяйственных и промышленных объектов
(далее Комплекса).
Основная идея такого межгосударственного многофункционального комплекса
состоит в том, что его отдельные группы компаний (водохозяйственная,
аграрная, промышленная, строительная, транспортная, социальная и финансовая),
имеющие разные функциональные назначения, различные формы собственности
будут взаимно дополнять друг друга, увеличивая свою и общую выгоду
и привлекательность.
Предпосылки и цели
Сегодня
мы вышли на новый уровень понимания возможностей переброски и её ценности.
Собственный опыт экономического обоснования проектных решений ТЭО
и работа по замечаниям Государственной Экспертной Комиссии АН СССР,
Госплана СССР, Госстроя СССР подсказывают следующее.
Концептуально важно было бы вначале определиться: кто и на каких условиях
будет извлекать доходы от переброски, а кто будет оплачивать расходы,
связанные с материализацией всего инвестиционного проекта (включая
мероприятия по охране окружающей среды). Это позволит представить
содержание, объём и детальность информации, а также степень использования
материалов ТЭО.
Затем следует определиться с целями и задачами переброски, а также
с методикой расчётов показателей эффективности.
На уровне экспертных оценок можно предположить, что заявленные в ТЭО
цели и многие предпосылки, могут сохранить свою актуальность. Главные
из них это обеспечение:
- все возрастающей естественной потребности народов и экономики Центральной
Азии в пресной воде;
- занятости трудовых ресурсов;
- постоянного спроса на хлопок-волокно, южные свежие фрукты и овощи.
Может быть, обстоятельства актуализируют дополнительную цель переброски:
"вода в обмен на стабильность".
Какая информация необходима
Сегодня
необходимо иметь такую базу данных, которая позволяла бы выйти на
новый уровень оценки экономической эффективности, не ограничиваясь
рамками водохозяйственных, сельскохозяйственных и промышленных объектов.
По существу, предстоит начать с изучения организационно-правовых,
материально-финансовых и иных документов, связанных со строительством
и эксплуатацией объектов
переброски. В составе экономической информации безусловному обновлению
подлежат: сметная стоимость строительства, эксплуатационные затраты,
капитальные вложения на водохозяйственное строительство, на сельскохозяйственное
строительство и сельскохозяйственное освоение, стоимость строительства
предприятий перерабатывающей промышленности, цена воды, структура
использования орошаемых земель, объёмы производства, цена продукции,
ежегодные издержки и т.д. Кроме того, необходимо осмыслить и систематизировать
формирования портфеля правовых актов и финансовых намерений адаптации
Комплекса к современным межгосударственным отношениям и рыночным условиям.
Отказываясь от устаревшей экономической информации восьмидесятых годов,
желательно сохранить (не исключая возможности других предложений)
апробированный в ТЭО методический подход к оценке экономической эффективности
(сравнение финансовых потоков доходов и расходов), отвечающий современным
требованиям международных финансовых организаций. В его основу были
положены методические принципы UNIDO.
Методика расчета эффективности, использованная в оценках серии экономических
сценариев ТЭО, довольно жестко учитывала ряд обязательных условий:
учет затрат на охрану водных и земельных ресурсов, платное водопользование,
фактор времени за 20-летний период. Потери из-за замораживания капитальных
вложений рассчитывались по нормам дисконтирования 15% в год, принимались
рыночные цены на импортное оборудование и проценты за кредит мировых
банков. При разработке новой базы данных важно сохранить и высокие
требования к её содержанию, достоверности и детальности информации.
Пересмотр былой концепции развития нового экономического пространства
на базе канала переброски должен быть осуществлен с учетом интересов
России и стран Центральной Азии.
В принципе, можно было бы использовать материалы тех организаций,
фондов, отдельных специалистов, которые продолжали и продолжают поиск
разумного решения выхода из кризиса в водном хозяйстве республик Центральной
Азии. К сожалению, многие официально распространяемые документы не
вносят ясность в перспективность переброски.
До настоящего времени нет новых исследований экономической эффективности
переброски. Главная особенность работ последних лет заключается в
том, что все предлагаемые сценарии развития Центрально-Азаиатских
стран на основе укрупнённых показателей по отдельным мероприятиям
и видам продукции исходят из использования только наличных водных
ресурсов бассейна Аральского моря. Если бы в них были бы экономические
показатели эффективности, то можно было бы эти сценарии рассматривать
в каком–то приближении как альтернативные решения .Большая часть информации
о переброске на сайтах в Интернет, носит публицистический, декларативный
и недружественный характер. В их основе лежит один и тот же надуманный
"дежурный" набор ущербов от переброски, заготовленный ещё в прошлом
веке Залыгиным и Яншиным. Это в то время, когда ситуация с использованием
водных ресурсов резко изменилась в связи с повсеместным падением производства
во всех сферах экономики. За последние 17 лет оппонентам так и не
удалось создать свой альтернативный проект, который по глубине проработок
и интеллектуальности обоснования решений, мог бы на равных конкурировать
с проектными решениями ТЭО.
Формирование новой базы данных целесообразно организовать исходя из
современных задач и с учетом возможности использования новых информационных
технологий. Но сделать это будет не просто, т.к. интеллектуальная
основа изысканий, исследований и проектирования ликвидирована, упразднены
ряд важных отраслей экономики и ведомств. Многие специалисты ушли
в поисках заработка в различные структуры (в основном коммерческие).
Бизнес-план позволит ответить на многие вопросы
Реализация
крупномасштабного Комплекса может быть осуществлена не только силами
и за счет долевого участия в нем России и заинтересованных Центрально-азиатских
государств, но и с широким привлечением иностранных инвестиций и частного
капитала предпринимателей и бизнесменов. Разработка бизнес-плана инвестиционного
проекта Комплекса подразумевает получить ответ на ряд вопросов. Наиболее
важные из них: эффективны ли инвестиции (когда окупятся первоначальные
вложения и какой доход обещают), какие источники финансирования и
в каком объеме необходимы для реализации проекта, учтены ли риски,
устойчивы ли гарантии не только возврата капитала, но и получения
прибыли.
Успех может прийти только при совместных усилиях организаций, специализирующихся
в самых различных областях - от проектирования, строительства и до
разработки программного обеспечения. Для чего целесообразно создание
Международного Евразийского консорциума (далее Консорциум) со статусом
Акционерного общества. Главной задачей Консорциума является привлечение
инвестиций. Его структура,
Сервис и Программы практически полностью ориентированы на эту единственную
задачу. Однако каждый отдельный Сервис и Программа в значительной
степени независим от иных Сервисов и Программ и может использоваться
по отдельности. В этом плане Консорциум как бы представляет многоплановую
корпоративную систему. Консорциум может иметь собственную правовую
оболочку, вне которой находится
действующее законодательство каждой из стран-участниц проекта Комплекса
(Членов Консорциума) с учетом прогноза его развития. Внутри этой оболочки
- внутреннее законодательство, именуемое Правилами Консорциума, а
также правовые основания вхождения субъекта законодательства (страна-участница)
и, а это главное - инвесторов, в Консорциум, внутрь этой правовой
оболочки. Тем самым потенциальные инвесторы - партнеры Консорциума
получают ясные и полные основания инвестирования Инвестиционных проектов
Членов Консорциума, а Члены Консорциума - ясные и полные основания
для всех своих действий по привлечению и использованию иностранных
инвестиций.
Трудности
организации разработки Бизнес-плана
Для того,
чтобы составить Международный бизнес-план Комплекса необходимо иметь
полноценную базу данных, характеризующую не только современную ситуацию,
но и взгляд хотя бы в ближайшее будущее. Это связано с выполнением
определенной работы по организации сбора, обобщения и систематизации
экономической информации и проведением многосерийных вариантов поиска
эффективного решения.
Успех дела во многом будет зависеть от степени Финансового, Материально-технического,
Правового и Кадрового обеспечения предстоящих работ.
В наше время добиться необходимого объёма финансирования и требуемого
качества работ весьма сложно.
Начало подготовительных работ сдерживается, прежде всего, отсутствием
финансирования.
Предпосылки и цели Комплекса.
Отмечая
принципиальную важность новой экономической оценки возможности и целесообразности
Комплекса, следует критически взглянуть на неоднократно озвучиваемые
предпосылки переброски. Они вместе с показателями экономической эффективности
являются определяющими перспективность продолжения проектных и исследовательских
работ.
На уровне экспертных оценок можно предположить, что многие предпосылки,
выявленные в ТЭО, продолжают сохранять свою актуальность. Главные
из них - это все возрастающая потребность народов и экономики Центральной
Азии в пресной воде, рост численности населения и постоянный спрос
на хлопок-волокно, южные свежие фрукты и овощи.
Новое экономическое пространство от Тюмени до Ташауза (Потенциал
и интересы) Исторически Россия, Казахстан, Узбекистан и Туркмения
являются дружественными странами. Их богатый опыт многолетнего плодотворного
сотрудничества во всех сферах общественного развития, взаимное уважение
к национальным интересам друг
друга служат прочной основой их стратегического партнерства в условиях
современных угроз и вызовов времени.
В основе технико-экономического обоснования рассмотрена стратегически
важная часть территории России, Казахстана, Узбекистана и Туркмении,
расположенная вдоль оси канала переброски. Развитие производительных
сил этой территории детально было изучено на протяжении ряда лет Советом
по производительным силам при Госплане СССР, ведущими академическими,
проектно-изыскательскими и
научно-исследовательскими институтами Советского Союза. В результате
было признано, что водный фактор и природный капитал могут стимулировать
создания нового экономического пространства на площади от Тюмени до
Ташауза.
Думается, что придется вновь изучить этот регион, чтобы убедиться
в справедливости его значимости. Нам известно, что многие крупнейшие
компании мира активно участвуют в освоении стратегических ресурсов
Центральной Азии. Может быть, эти компании и проявят интерес к строительству
канала.
Потенциал интересов формирования нового экономического пространства
Возможные выгоды России. Из общего объёма речного стока по стране
на Сибирь и Дальний Восток приходится 71%, ресурсов речного стока.
В то же время, на развитый в промышленном и сельскохозяйственном отношениях
район России Уральский, прилегающий к Западной Сибири, приходится
около 5% от общего объёма речного стока.
В соответствии с Водным кодексом Российской Федерации почти 100% водных
объектов находятся в государственной собственности. В том числе около
95% - в федеральной.
На федеральном уровне государственное управление в области использования
и охраны водных объектов осуществляют Правительство Российской Федерации
и специально уполномоченный государственный орган, функции которого
возложены на Министерство природных ресурсов Российской Федерации.
Определение территориальных интересов областей Обь-Иртышского бассейна
– это прерогатива власти того или иного уровня. Ежегодные платежи
за изъятый сток обеспечат субъектам Федерации Обь-Иртышского бассейна
устойчивое финансирование:
- создания
экономического механизма водопользования, соответствующего рыночным
условиям, улучшение на этой основе финансирования водохозяйственной
деятельности;
- совершенствования
управления водными ресурсами на основе бассейнового принципа и новых
форм хозяйствования на водных объектах; развитие системы мониторинга
водных объектов и повышение эффективности государственного контроля
за использованием водных объектов;
- совершенствования
системы информационного обеспечения управления водным хозяйством,
включая её организационно-структурное обеспечение;
- восстановления
и сохранения водных экосистем и обеспечения стабильной благоприятной
экологической обстановки в основных речных бассейнах;
- предупреждения
и уменьшения опасных последствий паводков, наводнений , подтопления
территорий и водной эрозии;
- формирования
системы государственного надзора за безопасностью водохозяйственных
сооружений и гидроузлов;
- проведения
оптимальной региональной водохозяйственной политики с учетом состояния
водных объектов и особенностей их использования основными, водопользователями;
- ведения
работ по водному кадастру.
Интересы
Центральной Азии. Водные ресурсы Западной Сибири (как сырьё, как продукт
питания и жизнедеятельности человека, как среда обитания рыб, как
рекреационный ресурс, как ресурс, используемый для орошения, получения
энергии и в качестве транспортных путей) могут быть объектом межгосударственного
сотрудничества. Вода может выступить в качестве ресурсной основы деятельности
отраслей экономики и социальной сферы республик Центральной Азии.
В значительном выигрыше могут быть и народы Казахстана, Узбекистана,
Туркмении и Таджикистана. Не исключается возможность возникновения
запросов части Большой воды у Афганистана.
По материалам ТЭО объем перебрасываемого стока в размере 27,2 куб.
км в год распределяется по территориям следующим образом: Россия -
4.83 куб. км, Северный Казахстан - 3,33 куб.км, Средняя Азия -16,4
куб.км, потери на испарение и фильтрацию - 2,64 куб.км. позволит орошать
4,5 млн. га земель, в том числе в районах России - 1,5 млн. га, Средней
Азии и Казахстане - 3,0 млн. га.
В бассейне Карского моря намечалось орошать богарные земли на территории
Западной Сибири, Восточного Урала, Северного и Центрального Казахстана.
Повышение водообеспеченности маловодных районов региона значительно
уменьшило бы зависимость сельского хозяйства от погодных условий,
а значит, возросла бы надежность производства продукции земледелия
и животноводства.
В южной зоне (бассейн Аральского моря) большую часть новых орошаемых
земель, предполагалось разместить в дельте и низовьях Амударьи - на
территории Кара-Калпакии и Хорезмской области Узбекистана, Ташаузской
области Туркмении, а также в дельте и низовьях р. Сырдарьи на территории
Кзыл-Ординской области Казахстана.
Проектный (по материалам ТЭО) выход продукции сельского хозяйства
в границах нового экономического пространства характеризуется следующими
объёмами (млн. тонн):
Зерно
|
17,1
|
В
том числе: кукуруза
|
13,1
|
корма
без зерна (корм. ед)
|
23,4
|
то
же, с учетом зерна (корм.ед)
|
45,1
|
Овощи,
бахчи, картофель
|
6,7
|
Объем
продукции
животноводства, получаемый от использования продукции
растениеводства, млн.т
|
Мясо
|
2,9
|
Молоко
|
10,9
|
Яйцо,
млрд. шт
|
9,2
|
Значительная
часть всей сельскохозяйственной продукции предполагалось поставлять
в Российскую Федерацию - в Москву, Санкт-Петербург и другие города,
в области Западной и Восточной Сибири, районы Российского Севера,
промышленные центры Урала.
Сегодня в рыночных условиях ассортимент продукции и объёмы производства
во многом будут определяться конъюнктурой рынка и ценами производителей.
(В ТЭО за основу принимались контрольные цифры Продовольственной программы
СССР). При этом необходимо иметь в виду, что благоприятные климатические
условия открывают возможность создания зеленного конвейера ранних
фруктов и овощей центральная Азия - Россия.
Промышленный потенциал.
С приходом
дополнительной воды в Нижне-Амударьинском районе можно вовлечь в хозяйственное
освоение перспективные месторождения газа и химического сырья, на
базе которых можно будет создать новые предприятия химической промышленности.
В Чарджоуском районе есть возможность добычи сероводородных газов,
полиметаллов и цементного сырья - основы промышленности строительных
материалов и стройиндустрии.
В Казахстане имеются месторождения железной руды, химического сырья,
угля, нефти и т.д.
В непосредственной близости к главному каналу переброски можно организовать
ежегодную добычу в Тургайском бассейне более 40 млн. тонн условного
топлива. Это позволит создать новый энергетический комплекс мощностью
20 млн. кВт. Результаты расчетов показали, что включение в состав
рассматриваемого комплекса топливно-энергетических объектов даёт Казахстану
дополнительную прибыль около 2
млрд. руб. (в ценах 80-х годов).
Социально-экономические
преимущества. Развитию "Большого Тургая" могла бы способствовать социально-экономическая
инфраструктура в зоне канала, так как уже после окончания строительства
пускового комплекса первой очереди может быть использована вся транспортная
сеть, культурно-бытовые и медицинские учреждения жилых поселков строителей,
а также инженерные коммуникации и сооружения.
Крупное водохозяйственное строительство и сельхозосвоение новых орошаемых
земель в южных районах благоприятно сказалось бы на изменении транспортных
схем и ареалов расселения.
В зоне сельскохозяйственного освоения предлагалось создать более 2
тысяч центральных усадеб и отдельных хозяйств, около 100 районных
центров, более 20 межрайонных центров. Только на базе поселков строителей
могли возникнуть 10 новых современных городов.
Около 70% вновь производимой сельскохозяйственной продукции предлагалось
переработать в Нижне-Амударьинском, Чарджоуском, Кзыл-Ординском и
Чимкентском промышленных районах на предприятиях легкой и пищевой
промышленности.
Создание нового экономического пространства обеспечило бы занятость
в материальном производстве и в сфере услуг более 2млн. чел.
Появление сквозного водного пути "Север-Юг" совместно с параллельной
каналу автомагистралью протяженностью около 2,5 тыс. км, способствовало
бы значительному развитию внутренних водных путей Серединного региона.
Организация судоходства повысит роль водного транспорта в регионе.
Создание транспортного каркаса позволит более рационально перераспределить
грузопотоки между различными видами транспорта во внутренних перевозках
и межрайонном обмене Западной Сибири, Урала, Казахстана и Средней
Азии. Новая транспортная схема позволит разгрузить существующую железнодорожную
магистраль "Турксиб", по которой из Сибири в Среднюю Азию поступают
лес, черные металлы, уголь, нефтепродукты и др., а в обратном направлении
- волокно, растительное масло, ранние овощи, южные фрукты, плодоовощные
консервы, вино, виноматериалы и др.
Как показали исследования Сибирского отделения Академии медицинских
наук, недостаток витаминов является основной причиной заболеваний
и снижения трудоспособности сибиряков. В целом нехватка свежих овощей
и фруктов, особенно зимой и весной, побуждало население мигрировать.
И это, в свою очередь, отрицательно сказывалось на освоении природных
богатств Сибири. Создание в Средней Азии крупной сельскохозяйственной
базы, гарантировано обеспечивающей Сибирь своей продукцией, внесло
бы серьезный вклад в решение продовольственной проблемы этого края.
С завершением строительства канала переброски в зоне его влияния могли
бы возникнуть благоприятные условия для организации новых мест массового
отдыха населения на побережьях Тенгизского, Чардарьинского и Тюямуюнского
водохранилищ.
Отдых у воды может сочетаться с туризмом по трассе канала с посещением
всемирно известных историко-культурных и архитектурных памятников
древнего Хорезма, Бухары и Самарканда. Возможно развитие иностранного
туризма. Рекреационно-курортное и эстетическое освоение малообжитой
территории может иметь большой социальный эффект.
Экологический
фактор.
Увеличение
водных ресурсов в южных районах региона улучшит природные комплексы
и повысит их биологическую продуктивность. Оптимальная трасса канала,
соответствующие противофильтрационные и дренирующие мероприятия, повышение
водообеспеченности степных озер, фитомелиорации, создание лесозащитных
полос вдоль каналов и переходов для животных, рыбохозяйственное освоение
водохранилищ и т. д. обеспечат рациональное природопользование в зоне
влияния канала переброски.
Системное
обеспечение.
На основе
комплекса инженерно-технических и организационно-хозяйственных мероприятий,
связанных с подачей и использованием части Объ-Иртышского стока в
Средней Азии и Южном Казахстане, вместе с существующими водохозяйственными
объектами региона предполагалось создать Единую систему управления
водными ресурсами Азиатской территории. Это позволило бы проводить
единую межгосударственную политику рационального использования и охраны
водных ресурсов.
Выгодное географическое положения рассматриваемой территории усиливает
эффективность проекта за счет меридианного транспортного каркаса –
строительства магистральной дороги Север-Юг в направлении Аравийского
моря. В регионе в основном действуют широтные дороги.Сегодня трудно
до конца представить все преимущества будущего транспортного коридора
этой транзитной магистрали. Он пройдет параллельно трассе водного
канала Сибирь-Средняя Азия и свяжет между собой линиями электропередач,
трубопроводами, дорогами промышленные и сельскохозяйственные предприятия
Сибири, Средней Азии со странами, тяготеющими к Персидскому заливу.
Инженерные решения ревизовать не целесообразно В ТЭО на основе материалов
полевых инженерных, топографических, гидро-геологических изысканий,
экономических исследований с равной детальностью рассмотрены многовариантные
инженерные решения, выбор параметров канала и гидросилового оборудования,
организация производства и строительных работ по всей трассе канала.
Думается, что успешное рассмотрение и защита в экспертизе Госстроя
СССР инженерных решений позволяют считать, что при уточнении сметной
стоимости строительства можно не пересматривать трассу канала. Но
при этом не исключается возможность внесения принципиальных уточнений,
связанных с возможностью применения достижений технического прогресса
в технологии, новых строительных материалов и оборудования, если они
позволят сократить потери, затраты и сроки строительства.
Новое видение проблемы
Сегодня
можно с уверенностью утверждать, что время работает на переброску.
Её преимущества и социально-экономический потенциал нарастают. Об
этом свидетельствует не ослабевающий интерес не только к возможности
использования воды в хозяйственной деятельности, но и к её геополитическому
значению. Одним из убедительных тому доказательств является предложение
Мэра Москвы Ю.М. Лужкова о
необходимости взгляда на воду как на новый валютный товар России.
Оно своевременно и заслуживает достойного внимания.
Можно предположить, что продажа за рубеж (в центрально-азиатские страны)
возобновляемого природного ресурса без ущерба природной среде может
давать ежегодно Федеральному бюджету России по экспертным оценкам
минимум несколько сот миллионов долларов. При этом Центрально-азиатские
республики смогут решать как стратегические, так и социально-экономические
задачи. На Азиатском рынке водных ресурсов у России нет конкурентов.
Открытое заявление о возможности продажи воды дружественным государствам
придает переброски новый экономический смысл. К такой рыночной постановке
идеи передачи воды в Центральную Азию имеются достаточно объективные
предпосылки. Однако, к сожалению, пока нет полной уверенности в целесообразности
и экономической эффективности переброски и использовании её ресурсов
в экономике.
Любая новая версия проекта переброски может получить поддержку и своё
развитие только при подтверждении эффективности Комплекса.
Смысловой стержень коммерческого подхода к активному и целенаправленному
водохозяйственному обустройству в границах слабо освоенной части территории
от Тюмени до Ташауза имеет и важное стратегическое значение. Концепция
опирается на социально-экономический базис региона, способный вывести
Россию, Казахстан, Узбекистан и Туркмению на новый уровень сотрудничества.
Новизна подхода Ю.М. Лужкова к решению проблемы вселяет надежду, что
президенты В.В.Путин, Н.А.Назарбаев, И.А.Каримов и Туркменбаши С.Ниязов
проявят политическую волю и подтвердят свое стремление к снижению
напряженности в Центральной Азии, связанной с нарастающим дефицитом
пресной воды.
Исторически Россия, Казахстан, Узбекистан и Туркмения являются дружественными
странами. Их богатый опыт многолетнего плодотворного сотрудничества
во всех сферах общественного развития, взаимное уважение к национальным
интересам друг
друга служат прочной основой их стратегического партнерства в условиях
современных угроз и вызовов времени.
В основе выдвигаемой концепции рассматривается стратегически важная
часть территории России, Казахстана, Узбекистана и Туркмении. Развитие
производительных сил этого региона детально было изучено в ТЭО на
протяжении ряда лет ведущими академическими, проектно-изыскательскими
и научно-исследовательскими институтами Советского Союза.
Размышления о плане действий
В случае
подтверждения эффективности переброскиможно будет продолжить научные
и проектные работы не только по переброске и рациональному использованию
экономического потенциала. Предстоит важная работа и по организационным
вопросам (чего не было в ТЭО 1984г.). Необходимо будет уделить серьезное
внимание правовым аспектам создания Транснационального Консорциума
"Зеленый мост" со свободным обращением акций.
Предположительно Учредителями Консорциума "Зеленый мост" могли бы
выступить все заинтересованные юридические и физические лица любой
страны. Контрольный пакет акций должен принадлежать странам – учредителям:
Правительствам России, Казахстану, Узбекистану и Туркмении.
Вкладами государств-учредителей, юридических и физических лиц в Уставный
фонд Транснационального Консорциума могли бы быть их финансовые и
материальные ресурсы (например, месторождения существующие предприятия
промышленности, сельского хозяйства, водохозяйственные сооружения,
мелиоративные системы и орошаемые земли и т.д.). Это означает, что
в рамках Консорциума "Зеленый мост" хозяйственные связи могут начать
устанавливаться между уже действующими предприятиями с момента регистрации
международного консорциума.
В случае
подтверждения эффективности проекта прибыль Консорциума и внешние
кредиты должны будут направляться на расширение бизнеса предприятий
консорциума.
Создание предприятий топливно-энергетического комплекса, фермерских
хозяйств, объектов перерабатывающей промышленности и т.д. обеспечит
работой значительную часть трудоспособного населения этого региона.
Все это вместе могло бы придать акциям Консорциума существенную ценность
и значительный авторитет на мировом рынке ценных бумаг при выпуске
их в свободное обращение.
Предстоит рассмотреть ряд проблем, связанных с валютой, экономической,
финансовой и юридической политикой в границах действия Консорциума.
Необходимо решить: кто и как будет управлять этой территорией? Появление
региона с благоприятными условиями для предпринимательства станет
еще одним убедительным доводом инвесторам проявить интерес к международному
проекту.
Масштабность задач вполне соответствует стратегическому значению региона
в новой геополитике.
Сегодня можно предположить, что влияние результата совокупной деятельности
хозяйствующих субъектов Консорциума выйдет за рамки проекта территориального
перераспределения части свободного стока сибирских рек в бассейн Аральского
моря.
В концепции Консорциума переброска не цель, а средство достижения
цели. Новая межгосударственная компания на базе новой социльно-экономической
инфраструктуры могла бы создать благоприятные предпосылки для расширения
сотрудничества России и Республик Центральной Азии в более широких
масштабах. Чтобы убедить оппонентов в пользе задуманного, и начать
работать с инвесторами,
необходимо объективно экономически оценить выдвигаемые предложения
и представить достоверную информацию о преимуществах и недостатках
проекта. Для этого потребуется разработать Бизнес-план конкретно для
всей проблемы с выделением финансовых потоков и расходов каждой страны-участники
проекта в отдельности. Такой документ, подготовленный в соответствии
с требованиями международных финансовых организаций, позволит выявить
финансовую целесообразность проекта и привлечь внимание потенциальных
инвесторов, а каждому Учредителю увидеть свои выгоды.
Межгосударственный Бизнес-план Комплекса будет иметь не только финансово-экономическую
ценность (что тоже не маловажно), но и сыграет важную роль в принятии
политического решения обустройства межгосударственных отношений.
Приглашение к обсуждению
Просим
высказать свою точку зрения на рассматриваемую проблему. Нам важны
Ваши замечания, мнения, суждения и предложения относительно:
- Современной
постановки цели и задач поставки части стока реки Обь в Центральную
Азию с учетом особенностей экономики стран-участниц межгосударственного
проекта;
- Основных
положений экономических расчетов (варианты, детальность расчетов,
цена воды, цена земли, государственные интересы и т.д.);
- Информационного
обеспечения и создания новой экономической базы данных;
- Концепции
коммерческого подхода к рассматриваемой проблеме;
- Соображений
об организационной структуре проектирования, строительства и эксплуатации
объектов Комплекса;
- Соображений
об источниках и механизме финансирования проектирования, строительства
и эксплуатации;
- Предложений
по разработке Бизнес-плана Комплекса.
Все конструктивные замечания и предложения будут приняты с благодарностью.
Как связаться с нами
Об авторе
Работы
автора
Вернуться на главную страницу
|