Морозов
А.Н.
МЕСТО ГИДРОЭНЕРГЕТИКИ
В ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭНЕРГОСИСТЕМЕ И ЧАСТНОМ СЕКТОРЕ СТРАН ЦЕНТРАЛЬНОЙ
АЗИИ. СУЩЕСТВУЮЩЕЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НА ВИЭ
Вместо
введения.
Мировой
банк развития (МБР) последнее время проводит активную политику, направленную
на развитие систем с локальными генераторами электроэнергии на возобновляемых
источниках энергии (ВИЭ). Однако не везде и не всегда эта политика
носит взвешенный и не шаблонный характер. Несколько конференций, проведенных
в Центральной Азии (ЦА) в 2009 и 2010 годах свидетельствуют о низкой
компетенции организаторов их.
Анализируя
материалы сайта http://www.worldbank.org/energyconsultations
Следует отметить, что материалы, предназначенные для ознакомления
с задачами МБР помещённые на вышеупомянутый сайт подготовлены не профессионально:
Главный
вывод, который можно сделать по материалам этого сайта: "Даешь
альтернативные источники во чтобы это ни стало." Широкое
внедрение, а по сути, экспансия, пока ещё достаточно дорогих, не гарантирующих
стабильную во времени поставку электроэнергии альтернативных источников,
стоимость которой иногда в несколько раз превышает стоимость энергии,
полученной традиционными методами, заставляет заподозрить в этом логическое
продолжение акции, получившей в Интернете нелестное название - "климатгейт".
При этом
удивляет прохладное отношение к гидроэнергетике, хотя возможности
её далеко не исчерпаны, по крайней мере, в ЦА. Следует напомнить,
что развитие гидроэнергетики, органически связано как раз с единственно
эффективным способом регулирования стока рек в прогнозируемых условиях
изменения климата - созданием водохранилищ (и даже безотносительно
от оправданности прогнозов).
По материалам
сайта http://www.worldbank.org/energyconsultations
можно сделать несколько выводов:
- Материалы
подготовлены не профессионально.
- Нет обзора
альтернативных методов генерации электроэнергии.
- Нет аналитического
обзора по стоимостным показателям альтернативных методов генерации
электроэнергии.
- Не разделены вопросы
межгосударственного и внутригосударственного масштабов.
- Никак не освещены подходы
к вопросам строительства генераторов разной мощности и систем управления
ими.
- Не освещены вопросы взаимодействия
крупных государственных систем с локальными генераторами электроэнергии
на ВИЭ.
Суть вопроса
Вполне понятна озабоченность
мировых финансовых структур при выборе объектов инвестиций в связи
с:
- Конфликтными ситуациями,
возникающими при несогласованном использовании трансграничных водных
источников, и не только в ЦА.
- Исчерпанием или увеличением
трудности добычи теплоэнергоресурсов.
- Загрязнением токсичными
выбросами природных ландшафтов.
- Глобальным изменением
климата и увеличением повторяемости и амплитуды опасных явлений природы.
- Прогнозами уменьшения
стока рек и изменением его режима в связи с глобальными изменениями
климата.
- Возможностью вовлечения
альтернативных ВИЭ на разных уровнях энергетической инфраструктуры,
от крупных государственных станций, до малых и микрогенераторов.
- Техническими проблемами
совмещения работы малых и микро установок с крупными государственными
системами.
- Техническими проблемами
обеспечения стабилного энергоснабжения потребителей для автономных
гелио- и ветроустановок.
Каждый из этих вопросов
может иметь свои альтернативные решения, но на совершенно разных
уровнях управления:
- Решение межгосударственных
водно-энергетических проблем в компетенции правительств заинтересованных
стран и возможно ООН.
- Решение внутригосударственных
энергетических проблем - только в компетенции правительства отдельных
государств и их местных органов власти.
- Решение о строительстве
малых и микро ГЭС, ВЭС и биогазовых установок в компетенции местных
органов власти и даже частных лиц.
- Проблемы технические
могут быть решены только соответствующими научно-исследовательскими
институтами, совместно с проектными учреждениями и заводами изготовителями
генерирующего оборудования.
Смешивать вместе проблемы
разных уровней компетенции, на наш взгляд и нецелесообразно
и не конструктивно.
Известны виды альтернативных
ВИЭ в ЦА:
- солнечная энергетика;
- ветровая энергетика;
- гидроресурсы;
- биогазовые установки.
Коротко рассмотрим имеющиеся
сведения о ресурсах ВИЭ в странах ЦА и о возможном использовании
их для, декларированных на упомянутом в начале статьи сайте, целей:
"повысить надежность
и адекватность поставок энергии, одновременно обеспечивая для всего
населения возможность пользоваться современными услугами энергетики
по доступной цене"
Роль альтернативных
источников энергии
Альтернативные источники
имеют большое социальное и экологическое значение. Несмотря на достаточно
низкую цену на энергоносители во многих государствах, в ЦА имеется
несколько тысяч населенных пунктов, которые не имеют никаких источников
энергии, и использование для них установок с ВИЭ может оказаться
экономически оправданным по ряду причин, которые мы рассмотрим ниже.
Место альтернативных
способов генерации в энергопотреблении
За альтернативными источниками
ВИЭ большие перспективы, но сегодня их использование ограничивается
объектами, удалёнными от централизованных сетей энергоснабжения
- горы, пустыни, удалённые от энергосистем населённые пункты и д.р.
Работа этих установок совместно с государственными энергосистемами
на сегодняшний день трудно осуществима,
поскольку устройства синхронизации достаточно
дороги..
Производство генераторов гелио- и ветросиловых установок очень дорого,
а производство фотоэлементов для гелиоустановок, ещё и экологически
опасно.
Из-за
того, что ни ветровые, ни солнечные генераторы не могут работать
в режиме, постоянно обеспечивающем потребности энергопользователей,
эти установки должны иметь либо резервную тепловую станцию (с двигателями
внутреннего сгорания или турбогенераторами), либо резервную линию
электропередач, либо иметь устройства для аккумуляции энергии.
Известно
несколько типов аккумулирующих устройств:
-
простейшие,
в виде аккумуляторов тепла - частично решают проблему энерго-снабжения
только в части снабжения горячей водой, в которых вода нагревается
при избытке энергии, вырабатываемой солнечной или ветровой электростанцией
и хранится в теплоизолированных ёмкостях;
-
для
снабжения электроэнергией в ночное время или при отсутствии ветра
могут быть использованы химические аккумуляторы. Самые дешёвые свинцовые
аккумуляторы по своей стоимости могут составлять от 30 до 100 %
цены генераторов, недолговечны и, кроме того, экологически опасны;
-
существуют
установки с гидроаккумуляторами, представляющие собой сочетание
ветровой или солнечной электростанции с насосной станцией, имеющей
обратимые насосы-гидрогенераторы, закачивающей воду в водохранилища
при избытке энергии (в светлое время суток или при наличии ветра)
и генерирующие электроэнергию при сработке запасённой воды из водохранилища
при недостатке её
Наиболее экономически
приемлемыми из альтернативных источников ВИЭ для задач поставленных
МБР - всемерного повышения уровня жизни широких слоёв населения -
пока остаются гидроэлектростанции, хотя с уменьшением мощности установок,
резко возрастают затраты на единицу установленной мощности.
Место и функции
ГЭС в генерации электроэнергии
ГЭС в системе энергоснабжения
осуществляют определённые функции, трудно заменяемые другими источниками
генерации электроэнергии:
- Частоторегулирующая функция
(средние и большие ГЭС);
- Выработка самой дешёвой
и экологически чистой электроэнергии;
- Сопутствующее строительство
многоцелевых водорегулирующих сооружений;
- Возможности использования
крупных, средних, малых и микро водотоков.
Сравнительная
стоимость альтернативных способов генерации
По мировым аналогам
стоимость создания различного типа электростанций (в долларах США
на 1 кВт установленной мощности) оценивается:
- ТЭС на угле мощностью
300 МВт - 230-300 $;
- ПГУ - 700-800 $;
- гидроэлектростанции крупные
- до 1500 $;
- малая гидроэнергетика
- 1500-2000 $;
- группы ветроустановок
мощностью 75 МВт - 1500 -2500 $;
- атомные электростанции
- 2000 $ и выше;
- электростанции на биомассе
- 7000 $;
- солнечные электростанции
модульного типа мощностью 80 МВт - 4500 $.
Сравнительная
себестоимость 1 кВт.ч вырабатываемой энергии
- Теплоэнергетика 0,03
- 0,04 $/кВт.ч
- Гидроэнергетика до 0.02
$/кВт.ч
- Ветроэнергетика от 0,08
до 0,10 $/кВт.ч
- Солнечная энергетика
0,20 - 0,30 $/кВт.ч
Примечание:
Себестоимость ветровой и солнечной электроэнергии указана без стоимости
аккумулирующих устройств и преобразователей в переменный ток.
Наиболее
экономически приемлемыми из альтернативных источников ВИЭ для задач
поставленных МБР - всемерного повышения уровня жизни широких слоёв
населения - пока в большинстве регионов остаются гидроэлектростанции,
хотя с уменьшением мощности установок, резко возрастают затраты на
единицу установленной мощности.
Водные ресурсы ЦА
Водные ресурсы поверхностных
и, в значительной мере, подземных источников стран ЦА формируются
в основном стоком рек Амударья и Сырдарья с многочисленными притоками.
Эти реки и системы управления
водными ресурсами с получением странами ЦА статуса независимых государств,
стали трансграничными. Межгосударственное вододеление осуществляется
на основании достигнутых соглашений между правительственными органами
их..
Инфраструктура
ирригационных систем базируется на имеющихся водохранилищах сезонного
и многолетнего регулирования стока.
Ниже, в таблице 1 показаны
ресурсы государств ЦА, формирующиеся на их собственных территориях.
Таблица 1. Собственные
водные ресурсы государств Центральной Азии
Государство
|
Речной
бассейн
|
Бассейн
Аральского моря
|
Сырдарья
|
Амударья
|
км3
|
%
|
Казахстан
|
2,426
|
0
|
2,426
|
2,1
|
Кыргызстан
|
26,850
|
1,604
|
28,454
|
24,4
|
Таджикистан
|
1,005
|
49,578
|
50,583
|
43,4
|
Туркменистан
|
0
|
1,549
|
1,549
|
1,3
|
Узбекистан
|
6,167
|
5,056
|
11,223
|
9,6
|
Афганистан и Иран
|
0
|
21,593
|
21,593
|
18,5
|
Китай
|
0,755
|
0
|
0,755
|
0,6
|
Всего бассейн
Аральского моря
|
37,203
|
79,380
|
116,583
|
100,0
|
Структура
водопотребления отраслей хозяйства Республики Узбекистан показана
на рисунке 1 ниже. Уменьшение стока рек или изменение его по сезонам
года может вызвать непредсказуемые потери в хозяйственной жизни Республики,
и особенно в орошаемом земледелии.
Рисунок 2. Структура водопотребления
отраслей хозяйства Республики Узбекистан
Прогнозы изменения
водности рек
Прогнозы Узгидромета,
опубликованные в материалах "Второго Национального Сообщения
Республики Узбекистан по Рамочной Конвенции ООН об изменении климата"
(РКИК ООН) свидетельствуют о достаточно значительном изменении в ближайшие
десятилетия климатических условий в бассейнах рек Амударьи и Сырдарьи,
которые могут повлечь за собой изменения в сезонном характере стока
рек и уменьшении его размеров.
Прогнозируется на ближайшие
10…40 лет снижение стока реки Сырдарьи в пределах 3…5 %, а реки Амударьи
до 15 %.
На малых реках бассейна
Аральского моря прогнозируется резкое усиление сезонной неравномерности
стока и уменьшение среднемноголетнего стока.
Водохранилища сезонного
и многолетнего регулирования - единственная, практически осуществимая
на сегодня альтернатива для предотвращения дефицитов воды во всех
отраслях хозяйства. Усиление неравномерности стока рек потребует дополнительного
строительства водохранилищ, и создаст условия для строительства ГЭС,
поскольку стоимость самого оборудования ГЭС
составляет, как правило, около 50 % от стоимости комплексных гидроузлов.
Далее приведены
краткие сводки о ближайших перспективах и целесообразности строительства
тех или иных установок на ВИЭ в государствах ЦА.
Гидропотенциал ЦА
Общий теоретический гидропотенциал
ЦА оценивается в 750000 ГВтч, из него технический потенциал составляет
305800 ГВтч. Распределение по государствам ЦА показано в таблице 2
Таблица 2. Технический
гидроэнергетический потенциал ЦА
Всего
|
В
том числе по государствам, (ГВтч)
|
Таджикистан
|
Кыргызстан
|
Казахстан
|
Узбекистан
|
305800
|
143600
|
72900
|
61900
|
27400
|
Примечание:
Туркменистан практически не имеет гидроэнергетического потенциала.
В настоящее время из указанных
в таблице 2 ресурсов в Таджикистане освоено ~ 11 %, Кыргызстане ~
14 %, в Казахстане ~ 13 % и в Узбекистане ~ 23 %. Эти цифры уже сами
по себе говорят о значительных неиспользованных ресурсах достаточно
изученных, технически совершенных и экологически чистых способов генерации
электроэнергии.
Синергетические
эффекты от строительства ГЭС
- Сопутствующее развитие
водохранилищ для целей водоснабжения и ирригации в условиях усиления
засушливости климата.
- Получение самой дешёвой
и экологически чистой электроэнергии.
- Возможность эффективного
регулирования частоты в системах.
- Рекреация.
НАЛИЧИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ
РЕСУРСОВ РАЗЛИЧНЫХ ВОЗОБНОВЛЯЕМЫХ ВИДОВ ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ В РЕСПУБЛИКЕ
УЗБЕКИСТАН
В таблице 3 приведены
сведения о наличии ресурсов ВИЭ в республике Узбекистан с сайта РУП
"Национальный центр маркетинга и конъюнктуры цен"
Таблица 3. Потенциал возобновляемых
источников энергии в Узбекистане,
(млн. т.н.э.)
Показатели |
Всего |
В
т.ч. энергия по видам ВИЭ
|
Гидро- |
Солнечная |
Ветровая |
Биомасса |
Валовой* |
509
847,60
|
9,20
|
50973,00
|
2,20
|
Не
определён
|
Технический** |
179,00
|
1,80
|
176,80
|
0,40
|
0,30
|
Освоенный |
0,60
|
0,60
|
0,00006
|
0
|
0,00006
|
*) теоретическое
значение энергии, поступающее или образующееся на данной территории;
**) часть валового потенциала, которую можно реализовать с использованием
существующих технологий.
Соотношение фактических
способов генерации электроэнергии в Республике Узбекистан:
- Тепловая энергетика
85 %
- Гидроэнергетика 14,98
%
- Ветроэнергетика 0 %
- Солнечная энергетика
0,01 %
- Биоэнергетика 0,01 %
Имеющиеся гидроэнергетические
ресурсы РУз, как уже было показано выше, составляют 9,20 млн. т.н.э,
в том числе технически доступные - 1,8 млн. т.н.э, а фактически освоенные
- (и экономически оправданные) - 0,6 млн. т.н.э. Кроме того, имеются
возможности строительства микро ГЭС.
(для справки:
ГЭС условно подразделяются по своей мощности на:
- большие
- с агрегатами свыше 30 МВт
- средние -
с агрегатами от 2 до 30 МВт
- малые - с
агрегатами от 0,2 до 2 МВт
- микро - с
агрегатами менее 0,2 МВт.)
Перспективные объекты
гидроэнергетического строительства в Республике Узбекистан.
Имеются следующие проектные
проработки:
- Схемные проработки разных
лет по перспективам развития гидроэнергетики;
- "Схема развития
малых ГЭС в системе Минводхоза Узбекистана на период до 2010г";
- Специальная работа, проведенная
ПО Водпроект - "Схема использования гидроэнергетического потенциала
малоизученных естественных водотоков Узбекистана. 1997 г", где
определено количество и параметры микроГЭС в Республике Узбекистан;
- Известны показатели законсервированных
малых ГЭС.
Таблица
4. Основные показатели гидроэнергетических возможностей Республики
Узбекистан
Источник
информации
|
Количество
|
Мощность,
МВт
|
Выработка,
ГВтч
|
Схемные
проработки разных лет по перспективам развития гидроэнергетики
(всего
технически возможных)
|
75
|
4678
|
16100
|
(
в т.ч. освоенные)
|
30
|
1684
|
6410
|
Схема
развития малых ГЭС в системе Минводхоза Узбекистана на период
до 2010г
|
12
|
440
|
1293
|
Схема
использования гидроэнергетического потенциала малоизученных
естественных водотоков Узбекистана. 1997 г
|
1101
|
304
|
1764
|
показатели
законсервированных малых ГЭС.
|
11
|
26
|
123
|
Всего
по Узбекистану |
1229
|
7132
|
25690
|
Кроме
того, строительство ряда ГЭС (~ 8 % от количества малых), проектируемых
на существующих перепадах на каналах оросительных систем, в значительной
мере удешевляют их стоимость.
ПРЕДПОСЫЛКИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
ВИЭ В ОСТАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВАХ ЦА:
Туркменистан наиболее
перспективен по использованию солнечной энергии, но ему в настоящие
время выгоднее использовать запасы газа и нефти. Гидроресурсы практически
отсутствуют, а ветровые ресурсы мало исследованы. Биоустановки не
перспективны в больших масштабах, так как общественное крупномасштабное
животноводство прекратило своё существование.
Данные по Казахстану
свидетельствуют о наличии достаточно больших перспективах гидроэнергетики,
имеются возможности использования ветроэнергетики и биоустановок.
Солнечная энергетика и биоустановки серьёзных перспектив на ближайшее
время не имеет по причине экономической неконкурентности.
В настоящее время Казахстан располагает 57 электрическими станциями
суммарной мощностью 18 461 МВт. Почти 90 процентов из них являются
тепловыми
По данным главы KEGOC, доля ГЭС в структуре генерирующих мощностей
Казахстана составляет на сегодня лишь 12%, "что недостаточно
для покрытия пиковых нагрузок, которые, как правило, достигают 20-30%
от суточного максимума нагрузки ЕЭС Казахстана".
Гидроэнергетический потенциал
страны, по заявлению министра охраны окружающей среды Нурлана Искакова,
оценивается в 17000 ГВтч в год, в ветроэнергетике может быть реализован
потенциал в 1800 ТВтч (?), потенциально возможная выработка солнечной
энергии оценивается в 2500 ГВтч в год, огромным резервом является
применение биологического топлива, в частности, за счет переработки
отходов сельхозпроизводства может быть получено до 35000 ГВтч электрической
и 44 млн гигокалорий тепловой энергии.
В целом потенциальные ресурсы рек Восточного Казахстана, наиболее
перспективных для строительства ГЭС, равны 42700 ГВтч, из них технически
возможные - 29200 ГВт.ч, а экономически целесообразные к практическому
использованию - 17200 ГВт.ч, из них реализовано около 8000 ГВт.ч.
Экономический гидроэнергетический потенциал рек Казахстана составляет
58 % от технических возможностей к использованию, величина экономически
целесообразного к освоению гидроэнергетического потенциала оценивается
в 26800 ГВт.ч.
В рамках концепции развития электроэнергетики страны ожидается возведение
около 20 средних ГЭС. До 2010 года для улучшения экологической обстановки
и покрытия дефицита электроэнергии в Южном Казахстане предполагается
обеспечить ввод в действие Кербулакской и Мойнакской ГЭС.
Гидроэнергетические
ресурсы Кыргызстана составляют 140000 ГВтч в год. Этот потенциал
используется в настоящее время всего на 10 %. Кроме возможности создания
больших и средних ГЭС, имеются очень большие возможности строительства
микроГЭС.
Ситуация с альтернативными
видами генерации электроэнергии такая же как и в других государствах
ЦА - то есть они могут быть использованы локально там, где подвод
централизованного энергоснабжения затруднён и там, где отсутствуют
возможности использования более дешёвых гидроресурсов.
Гидроэнергетические
ресурсы Таджикистана в структуре собственных топливно-энергетических
ресурсов занимают 80,4%.
Общие потенциальные запасы гидроэнергоресурсов Таджикистана составляют
527100 ГВт.часов в год, из них технически пригодные для освоения 220600
ГВт.часов. По своим абсолютным запасам Таджикистан занимает восьмое
место в мире. При этом по запасам гидроресурсов на 1 квадратный километр
территории (368,7 МВт.часов) он занимает первое место в мире, в два
раза опережая следующую за ним страну - Австрию, и по запасам на душу
населения (87,8 МВт.часов в год) - третье место в мире, отставая несущественно
только от Исландии и Норвегии. Таким образом, по своим запасам гидроэнергоресурсов
Таджикистан может не только полностью обеспечить собственные потребности
в самой отдаленной перспективе, но и имеет мощный экспортный потенциал
для продажи не только в Центрально-азиатском регионе, но и в дальнем
зарубежье. При этом необходимо учесть, что при освоении гидроэнергоресурсов
путем строительства крупных ГЭС с водохранилищами одновременно может
быть решена и другая, крайне важная для всего региона задача - регулирование
стока рек для целей ирригации с последующим экспортом воды, однако
для этого нужны соответствующие договорённости между всеми государствами
ЦА.
Другие альтернативные
источники вряд ли найдут широкое применение в странах ЦА в обозримый
период времени.
Таким образом, наличие
гидроресурсов в регионе ЦА, их невысокая степень освоенности, имеющийся
опыт использования, высокая экономическая и экологическая конкурентность
с тепловыми станциями, а тем более с солнечной и биогазовой технологиями
генерации, позволяют сделать вывод, что на ближайшую обозримую перспективу
не имеется серьёзных предпосылок отказываться от развития гидроэнергетики.
Перспективы
развития гидроэнергетики на данном этапе имеют весьма существенное
преимущество над альтернативными способами получения электроэнергии
от ветро и солнечных установок, которые могут быть конкурентно способными
лишь при дотационной поддержке государства, и в отдельных случаях
для снабжения удалённых от централизованных энергосистем потребителей.
Тем более что единственным способом обеспечения региона гарантированным
стоком рек, является строительство водохранилищ, вне зависимости от
реальности прогнозов по изменению климата. При этом следует учесть,
что имеющаяся в печати информация свидетельствует о достаточной надуманности
этих прогнозов, уже получивших название "климатгейт"
из-за вскрывшихся фактов подтасовки метеорологической информации,
ставящих под сомнение достоверность этих прогнозов.
Для ряда
условий альтернативные способы могут быть единственно экономически
приемлемыми, несмотря на их дороговизну. Учитывая декларированные
МБР задачи всемерного повышения уровня жизни широких слоёв населения,
необходимо считаться с указанными ограничениями в продвижении ветровых
и солнечных установок.
Это
приемлемо в некоторой степени в пустынных и горных районах, не имеющих
стационарных систем энергоснабжения. В этих условиях стоимость строительства
линий электропередач вполне может превышать стоимость сложных ветровых
и солнечных станций с устройствами аккумуляции электроэнергии.
Это же обстоятельство следует учитывать при оценке альтернатив создания
больших либо МикроГЭС в горных районах, поскольку совершенно очевидно,
что энергетические гиганты в горных странах ЦА проектируются не для
целей энергоснабжения населения отдалённых посёлков, а для экспорта
электроэнергии в другие страны или создания энергоёмких производств,
поскольку прокладка линий электропередач и строительство трансформаторных
подстанций в горных условиях для снабжения мелких посёлков обходится
достаточно дорого.
Проделанный анализ наличия
ВИЭ, потребности в воде в существующих условиях и на перспективу и
складывающийся в последние 20 лет режим поступления водных ресурсов
по трансграничным рекам из государств верхнего течения рек Амударья
и Сырдарья позволяет сделать ряд выводов о перспективах развития гидроэнергетики
в условиях прогнозируемого изменения климата и водности рек:
1. Единственным способом
реального регулирования стока рек, а также противодействия антропогенным
и прогнозируемым изменениям режима и объёма стока рек, в связи с изменением
климата, является регулирование его в водохранилищах.
2. Основные ёмкости водохранилищ,
способные вести многолетнее (только согласованное) регулирование стока
расположены в четырёх разных государствах.
3. Для получения водных
ресурсов в рамках существующих официальных договорённостей в потребном
для РУз режиме из трансграничных источников нужны соглашения на межгосударственном
уровне. Решение этих вопросов выходит за рамки отдельных ведомств
и входит в компетенцию правительств заинтересованных государств. Однако,
учитывая политическую нестабильность в отдельных странах, выполнение
обязательств по соглашениям должно контролироваться МБР и ООН.
4. Собственные
ресурсы РУз могут покрыть только часть существующей и перспективной
потребности в воде, имеющей тенденцию роста в связи с ростом населения,
орошаемых площадей, неэффективным использованием водных ресурсов и
развития промышленности.
5. Часть
потребного стока для покрытия нужд водопотребления отраслей хозяйства
РУз может быть получена путём строительства водохранилищ сезонного
регулирования стока собственных рек и контррегулирования стока трансграничных
рек.
6. Анализ экономических
показателей известных альтернатив генерации электроэнергии, свидетельствует,
что на обозримую перспективу основными источниками получения электроэнергии
останутся тепловые и гидравлические станции.
7. Строительство водохранилищ
может выгодно сочетаться со строительством гидравлических станций,
являющихся источником получения маневренных мощностей электроэнергии,
вполне экономически конкурентных тепловым системам генерации маневренных
мощностей, и имеющих преимущество в использовании возобновляемых природных
ресурсов и отсутствии вредных вы-бросов.
8. Децентрализованное
строительство малых и МикроГЭС, особенно в горных странах, где имеются
большие трудности создания протяженных линий электропередач, наиболее
отвечает целям развития малой энергетики, поставленным МБР и заключающимся
в "повышении
надежности и адекватности поставок энергии, одновременном обеспечении
для всего населения возможности пользоваться современными услугами
энергетики по доступной цене"
Осуществление программ
строительства сдерживается отсутствием надлежащего финансирования.
Кредитование первоочередных объектов МБР могло бы облегчить ситуацию.
Как
с нами связаться
Вернуться
на главную страницу
|