ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВОДНЫХ, ЗЕМЕЛЬНЫХ И ГИДРОЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ ЦЕНТРАЛЬНО-АЗИАТСКОГО РЕГИОНА
Морозов Александр Николаевич

 

Рыскулов Д.М.

Проф., д.э.н., академик Международной Академии информатизации
Трансазийский Коридор развития государственно-частного партнерства и углубления экономического сотрудничества

Цель выносимого на обсуждение авторской концепции Трансазийского Коридора развития заключается в привлечении внимания власти и бизнеса к проблеме извлечения прибыли из географических преимуществ и уникальных ресурсных возможностей России, стран Центральной и Южной Азии, которыми каждая страна в отдельности воспользоваться не сможет.
Вызовы времени, связанные с необходимостью перехода к устойчивому развитию вынуждают искать новые, более эффективные подходы к обеспечению жизнедеятельности социальных систем, к увеличению свободы движения капиталов и рабочей силы, к снижению геоэкономической зависимости разных стран и регионов.

Современные тенденции геополитических угроз создают новые барьеры на пути движения к росту благосостояния. Они сопровождаются возникновением у многих государств длинного списка проблем: бедности, ухудшения демографической и экологической ситуаций, кризиса в сельском хозяйстве, низкой транспортной освоенности территории и т.д. и т.п.
Для борьбы с глобальной нестабильностью, вызванной экономическим спадом и угрозой терроризма многие страны вынуждены объединяться, чтобы концентрировать общие усилия на совместные действия. В связи с этим основной акцент концептуального видения сделан на предложении формирования взаимоприемлемой межгосударственной политики, под которой в настоящем контексте понимается составная часть политики каждого заинтересованного государства, направленная на организацию тесного экономического партнерства в соответствии с общей стратегией развития на конкретном Азийском экономическом пространстве. Такое понимание солидарной политики означает, что условием ее формирования является наличие стратегии развития солидарных стран. В этой связи необходимо отметить, что долгосрочная стратегия совместного развития (с сохранением сотрудничества с другими странами) Азийских государств на едином экономическом пространстве в настоящее время находится в стадии своего формирования, и поэтому лишь с определенной долей условности можно говорить, что таковая стратегия существует. По нашему мнению действенным шагом в реализации предлагаемого подхода могло бы быть создание совместными усилиями лидеров Северной, Центральной и Южной Азии первого открытого Азийского меридионального коридора развития (МКР) базовых ресурсов заинтересованных стран в мировую экономику. Идея МКР. Руководствуясь принципами устойчивого развития и безопасности исторически дружественных регионов от Полярного Урала до Индостана, на основе равенства и взаимной выгоды, предлагается перейти на новый формат сотрудничества, в основу которой заложены технологии Коридора интеграции и "дорожных карт". Они предназначены для системного бесконфликтного устранения наслоившихся барьеров и препятствий на территории Уральского Федерального округа России, и стран Центральной и Южной Азии, расположенных вдоль 60 меридиана. Это пространство естественным образом представляет собой самодостаточное Трансазийское экономическое пространство.

Здесь исторически складывались культурные и экономические связи, которые к настоящему времени сформировались в многоканальные товарные, финансовые и людские потоки (финансов, машин, оборудования, аппаратуры, воды, электроэнергии, продуктов, мигрантов) между мировыми и совместными рынками с учетом развивающихся интересов государств и субъектов бизнеса.
Зона влияния нового экономического пространства - это авторская версия. Она ограничивается территорией Азийского Коридора интеграции исходя из общности целей и широкого круга интересов азийских государств (в частности России и стран Центральной Азии) развития экономического сотрудничества, схожести понимания стратегической важности повышения безопасности и устойчивости на континенте, и равенством уважения друг другу.
Границы Трансазийского коридора развития предварительно намечены в рамках административных границ России (Уральский Федеральный округ), Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана, Афганистана, Индии и Ирана. Не исключается, что в процессе обсуждения и дальнейшего изучения проблемы стран-участниц Трансазийского коридора развития может быть уточнен.
Технология Коридора интеграции это не реставрация прежних инструментов и механизмов сотрудничества России, Центральной и Южной Азии. Это новый программный продукт стратегии государств в новых геополитических условиях. Предлагаемое решение выстраивается на принципиально иных целевых, организационно-правовых программах сотрудничества бизнеса и власти, иных принципах хозяйственного освоения востребованных ресурсов, способных вывести субъектов на лидирующие позиции организации и управления системообразующими потоками (финансовыми, товарными, людскими), связанными с функционированием МКР.
Думается, что жизнеспособность Трансазийского коридора развития будет определяться степенью заинтересованности субъектов хозяйствования в росте капитализации целостной территории МКР. Это может быть достигнуто на основе взаимопонимания и доверия власти и бизнеса, создания самодостаточных крупных компаний и структур малого и среднего бизнеса. Для этого потребуется формирование на территории влияния МКР иерархической системы пространственной сплоченности "саморазвивающихся территориальных и отраслевых социально-экономических целостностей"[1]. В это удачное словосочетание мы вкладываем свой расширительный инфраструктурный смысл, который соответствует понятию транспортно-промышленная система и агро-промышленно-транспортная система (см. далее).
Азийский коридор - это целый комплекс различных видов потоков, коммуникаций, "саморазвивающихся территориальных и отраслевых социально-экономических целостностей" с соответствующей инфраструктурой. Инфраструктура - главная сфера для сложения усилий государства и бизнеса.
Уникальность будущих товародвижений и ресурсных перемещений определяется степенью вовлечения в хозяйственную деятельность потенциала территорий МКР.
МКР - это общественно значимый для мирового сообщества глобальный инвестиционно-инфраструктурный проект интеграции базовых ресурсов уникального региона планеты.
В его основу заложен межгосударственно-коммерческий подход к распределению ресурсов, прямым рыночным отношениям совместных предприятий заинтересованных стран, природному обустройству, новому качеству управления финансовыми и товарными потоками, формированию государственной политики в области экономики, энергетики, транспорта и трудовой миграции. В свою очередь, совместными усилиями легче выходить на региональные рынки, конкурировать с продукцией зарубежных компаний, проводить торговые операции.
В новом формате интеграции таятся большие возможности равноправного и взаимовыгодного сотрудничества. Так, огромный потенциал в получении чисто экономического эффекта сможет играть значительную роль в стратегии территориального развития и в восстановлении хозяйственных связей, эффективно функционировавших в советское время.
Трансазийский коридор развития, как масштабный и уникальный вид человеческой деятельности, освященный волей глав исторически дружественных государств, откроет новые возможности и преимущества территориальной сплоченности регионов.
При наличии благоприятных геополитических, социально-экономических условий и заинтересованности глав государств можно будет переходить к целевым преобразованиям. Это означает, что потребуется привести в соответствие целям и задачам территориально-отраслевую инфраструктуру, организацию новых маршрутов системообразующих потоков, активизировать совместное участие в распределении многих мировых ресурсов, восстановить прежние и создать новые кооперационные связи между заинтересованными структурами, увеличить объемы инвестиций и товарооборота, создать миллионы новых рабочих мест.
О большом интересе к поиску выгодных трансконтинентальных проектов свидетельствует наличие большого количества разрабатываемых программ, к сожалению, организующих товарные потоки (в основном на вывоз сырья) на Запад в широтном направлении:
- " Специальная программа ООН для экономик Центральной Азии (СПЕКА),
- " программы АЛТИД (ЭСКАТО), проект ПРООН "Развитие региона Шелкового пути",
- " программа ТРАСЕКА (ЕС),
- " программы ОЭС в области транспорта и программы АБР "Региональное экономическое сотрудничество в Центральной Азии" и др.
На основании анализа выявлены проблемы, решение которых должно быть приоритетным:
1. Стимулирование интеграции базовых ресурсов для стабильного и эффективного развития свободной торговли, свободного предпринимательства, повышения уровня жизни населения и для прямого выхода на мировые рынки.
2. Стимулирование экономической сплоченности территорий России, Казахстана, Киргизии, Таджикистана, Туркмении и Узбекистана (в границах между Карским морем и Копетдагом) в интересах развития совместных рынков и производств.
3. Повышение устойчивости, безопасности и инвестиционной привлекательности сплоченных территорий.
Обеспечение устойчивого развития и безусловного достижения этих целей возможно лишь при межстранновом к ним интересе и солидарности субъектов МКР. Устойчивое развитие - это сбалансированное социально-экономическое развитие, осуществляемое с позиций обеспечения охраны окружающей среды и рационального природопользования, учитывающее жизненные интересы не только сегодняшних, но и будущих поколений.
Организация Договора о коллективной безопасности сделало возможным налаживание эффективного механизма обеспечения безопасности стран Евразийского континента.
Укреплению стабильности на обширном евроазийском пространстве призвана служить Центрально-Азиатское Сотрудничество и Шанхайская организация сотрудничества ШОС, членами которой являются Россия, Казахстан, Таджикистан, Киргизстан, Узбекистан и Китай. Именно эти структуры в скором времени могут стать реальным гарантом безопасности в регионе.
В этих условиях, думается, что странам МКР вполне по силам создать инвесторам, бизнесменам и коммерсантам привлекательные условия для их прибыльного, безопасного и гарантированного дела в личных интересах, при обязательном соблюдении ими норм и правил общества и охраны окружающей среды.
Выгоды и преимущества меридионального Коридора интеграции предлагается усилить водным фактором (подачей части стока многоводной Оби в засушливые низовья Амударьи и Сырдарьи), развитием промышленности, транспортными магистралями в регионе между Карским и Аравийским морями, формированием здесь единых систем водного хозяйства, энергетики и социальной инфраструктуры. При этом согласованные государственные интересы России и стран Центральной и Южной Азии в области экономики, энергетики, транспорта, промышленности, сельского хозяйства, трудовой миграции, коммерческого природообустройства могут служить высокой гарантией развития предпринимательства.
Трансазийское экономическое пространство. Трансазийский коридор позиционируется в меридиональном направлении (между 60 и 80 меридианами в.д.) в центре Евразии. Условная геометрия пространства МКР, очерчивается административными границами с соседними государствами. Западная граница МКР совпадает с естественной границей Европы и Азии, а в центральной части совпадает с государственными границами Республики Казахстан и Исламской Республики Иран. На востоке МКР граничит с Сибирским Федеральным округом Российской Федерацией, Китаем (Синьзян-Уйгурским автономным районом), Непалом и Бангладеш. На севере территории МКР омывает Северный Ледовитый океан, а на юге - Персидский залив, Аравийское море и Индийский океан.
Географические и климатические условия, сложившиеся особенности экономического развития регионов МКР предопределили деление Трансазийского экономического пространства на Северные, Центральные и Южные территории:

Территории Трансазийского ко-ридора
Субъекты территорий
Площадь территории,
млн. кв.км.
Численность населения,
млн. чел.
Северные
Российская Федера-ция (Уральский Федеральный округ: ХМАО, ЯНАО, Свердловская обл., Челябинская обл., Тюменская обл., Курганская обл.)
1, 900
12, 6
Центральные
Республики: Казахстан, Узбекистан, Киргизия, Таджикистан, Туркмения
4,05
56,68
Западный
Китай (Синьцзянь-Уйгурский автономный район)
1,6
15,5
Южные
Иран, Индия, Пакистан, Афганистан
6,394
1292
Всего
13,944
1376, 78

Рабочая версия границ обусловлена совокупностью важных особенностей, присущих рассматриваемому региону Евразийского континента и его национальным составляющим.
Географическая уникальность. МКР позиционируется в меридиональном направлении в центре самого купного материка - Евразии, побережья Северного Ледовитого океана на севере до Аравийского моря на юге. МКР охватывает часть территории России (северо-запад Красноярского Края, Западная Сибирь, Урал и Южное Приуралье), части территорий Казахстана, Киргизии и Таджикистана, полностью территории Узбекистана и Туркменистана, части территорий Ирана, Афганистана, Пакистана и Индии.
Населенность территории и рынок. В государствах, которые охватывает МКР, проживает не менее 1,4 млрд. человек, что позволяет считать этот рынок потенциально одним из самых крупных и емких в мире.
Сосредоточение сырьевых ресурсов. В зоне охвата МКР и непосредственно примыкающих к нему регионах сосредоточены гигантские запасы сырьевых ресурсов, которые являются одной из главных составляющих мирового рынка торговли. Прежде всего, это - нефть, природный газ, каменный уголь, руды черных и цветных металлов, руды редкоземельных металлов, минеральные удобрения, минеральные строительные материалы. Из природных ресурсов нужно упомянуть лес и водные ресурсы (как питьевые, так и гидроэнергетические).
Производительные силы. Государства МКР уже сегодня располагают развитыми производственными мощностями и квалифицированными кадрами не только в добывающих отраслях, но и в перерабатывающих, наукоемких и высокотехнологичных регионах своих национальных экономик, а также в сельскохозяйственном производстве.
Транспортная инфраструктура. В зоне охвата МКР имеется серьезная транспортная инфраструктура различной степени плотности в разных государствах. Эта инфраструктура включает в себя железные и автомобильные дороги, речной и морской транспорт, авиационный транспорт, трубопроводный транспорт и разной степени развития энергетические сети.
Динамика развития. Государства зоны охвата МКР имеют четко выраженные положительные векторы в динамике развития своих национальных экономик. Прежде всего, это относится к России, Казахстану, Индии, Киргизии, Таджикистану и Ирану. Динамика развития ряда других государств (Узбекистан, Туркменистан, Пакистан) характеризуется несколько меньшими темпами. По ряду общеизвестных причин нуждается в создании и развитии экономика Афганистана.
Политические императивы. Объективные тенденции глобализации мировой экономики ставят новые задачи перед мировым сообществом, решение которых необходимо для успешного использования возможностей интеграции государствами зоны охвата МКР. Одной из этих задач является ликвидация массовых проявлений экстремизма - международного терроризма. Реализация проекта создания МКР может стать не только основой для сохранения и наращивания позиций в мировом хозяйственном обороте. Новое экономическое пространство является идеальным коридором доступа или прохода к основным зонам геополитических интересов. Здесь формируется один из центров мирового соперничества за природный потенциал, солидные человеческие ресурсы и выгодные торговые маршруты между рынками Европы и Азии, а также восточными анклавами МКР, включая Японию и США.
Определяющую роль в выборе маршрута и границ на стартовом этапе создания МКР (думается, что число участников Коридора со временем будет только возрастать) во многом сыграли следующие важные обстоятельства:
- наличие и расположение уникальных месторождений минерально-сырьевых баз, топливно-энергетических ресурсов, свободных трудовых рук;
- наличие фундаментальных совместных работ российских и центрально-азиатских проектно-изыскательских и научно-исследовательских институтов по изучению трассы водоподачи в безводные районы региона;
- корпоративные интересы отечественных и зарубежных промышленно-финансовых структур совместного освоения базовых ресурсов МКР; - возможности поддержания Норильского горно-металлургического узла и вывоза продукции лесопромышленного комплекса для выхода на мировой рынок леса через Северный морской путь;
- возможности усилить инвестиционную привлекательность Северного морского пути, Трансиба, БАМа, Турксиба, портов Каспия, Персидского залива и Индийского океана.В границах МКР от Карского моря до Персидского залива имеются благоприятные условия, чтобы экономически укрепить и сплотить территории России (Уральский федеральный округ), Казахстана (Кустанайская и Кзыл-Ординская области), Узбекистана (Каракалпакия, Хорезм), Туркмении (Дашогуз) и Ирана, Афганистана, Пакистана, Индии, а также создать совместные производства и рынки.
Ресурсные и территориальные возможности МКР могут служить надежной основой расширения взаимовыгодного сотрудничества традиционно дружественных стран.
Наряду с уникальными базовыми ресурсами МКР наделен мощным географическим преимуществом. Этот фактор выгодно используют Европейские государства.В настоящее время рост грузовых и пассажирских перевозок в рассматриваемом регионе в меридиональном направлении во многом сдерживается отсутствием хозяйственной деятельности на значительных территориях Казахстана и республик Центральной Азии (от Кургана до Туркменбаши) из-за дефицита воды. Поэтому транзит и вывоз сырья осуществляется только по обжитым местам вдоль существующих трасс в широтном направлении (Транссиб, Турксиб).


МКР возникает не на пустом месте. Привлекательными и системообразующими бизнес-центрами Коридора интеграции смогут стать: Сургут, Ханты-Мансийск, Тюмень, Челябинск, Екатеринбург, Курган, Астана, Костанай, Кзыл-Орда, Бешкек, Ташкент, Нукус, Хорезм, Душанбе, Ашгабад, Дошагуз, Серахс, Туркменбаши, Атрек, Абадан, Мумбаи и др.
Масштабность будущих товародвижений и ресурсных перемещений определится степенью вовлечения в хозяйственную деятельность потенциала территорий Северных, Центральных и Южных земель.Северные земли Коридора: Уральский Федеральный округ российской Федерации обладают почти третью всех разведанных запасов минерального топлива России, шестой частью железных руд, 4,5 % цветных металлов, почти 10% запасов древесины. Здесь проживает 8,7% населения страны и производится почти 17 % ее промышленной продукции, формируется 15 % доходов государственного бюджета России. Не исключено, что в будущем возможен экспорт чистой пресной воды, которой на российском Севере в избытке.
Близость нефте- и газодобывающих районов создает условия для расширения производства соответствующей техники, внутреннего рынка черных металлов. Использование потенциала оборонных предприятий дает возможность создать в отраслях специализации производственно-экономические корпорации, гибко реагирующие на изменения конъюнктуры рынка и выпускающие конкурентоспособную продукцию.
Благоприятные предпосылки для развития имеют здесь высокотехнологичное и наукоемкое машиностроение, предприятия химико-лесного, топливно-энергетического комплексов, агропромышленный комплекс.
Одной из главных задач является модернизация Транссиба и восстановление контейнерных перевозок по нему. Выход на СевСиб и Баренцево море особенно важно в связи с освоением шельфа Карского и Баренцева морей. Надо сказать - это одна из перспективных энергетических программ XXI века.
Следует иметь в виду, что альтернативой Транссибу являются контейнерные перевозки через Китай, Казахстан и Иран. С созданием МКР произойдет перераспределение корреспонденций и на место конкуренции придет сотрудничество.
Ресурсный потенциал Уральского федерального округа - это важнейшая политическая и организационная предпосылка более глубокой интеграции уникальной сырьевой базы Западной Сибири, индустриального ядра Среднего и Южного Урала и аграрного пояса юга Тюменской области, Курганской, Челябинской и Свердловской областей с Центрально-азиатским регионом. Устойчивое развитие России в перспективе во многом связано с этим регионом.
Центральные земли - это территории Казахстана, Узбекистана, Таджикистана, Киргизии и Туркмении, на которых плотно сосредоточены мировые запасы минерального сырья. Соперничество крупнейших мировых держав в этом регионе диктуется далеко идущими геополитическими целями и приобретает все более жесткий характер. Здесь пересекаются противоречивые жизненные интересы многих государств мира. За последние десять лет в Центральной Азии активно внедряются финансовые, политические, экономические, экологические технологии многих международных общественно-политических и финансовых организаций, а также частных компаний. В эти годы в экономике Казахстана, Узбекистана, Таджикистана, Киргизии и Туркмении отчетливо проявились негативные последствия дезинтеграции экономики СССР и пределы экономического развития на принципах ориентации на собственные ресурсные возможности.
При неблагоприятном развитии событий в регионе в перспективе может создаться взрывоопасная ситуация. Предотвратить серьезные угрозы взаимовыгодному сотрудничеству России и стран Центральной Азии возможно, главным образом, за счет создания на их территории совместной зоны доверия и устойчивого процветания, территориальной сплоченности в зоне доверия и взаимной ответственности государств региона. По территории Центральной Азии проходят жизненно важные для России коммуникации. Российские территориально-производственные комплексы, расположенные по периметру казахстанских границ, ориентированы на получение казахстанского сырья и топлива.
По разнообразию и количеству запасов полезных ископаемых Большой Тургай - один из богатейших регионов Евразии. Огромны перспективы развития крупных горно-добывающих, топливно-энергетических и обрабатывающих комплексов на базе разведанных запасов полезных ископаемых. Общие запасы одних только бурых углей Тургайского бассейна составляют 35,5 млрд. т, пригодных к разработке открытым способом. На базе этих углей можно развивать уникальный топливно-энергетический комплекс.
Основные потребители железных руд Тургая и их концентратов - металлургические заводы Южного Урала и Казахстана.
Магнетитовые тургайские руды, будучи близкими по качеству к магнитогорским, могут быть использованы для покрытия дефицита данного сырья в металлургических заводах Магнитогорска, Свердловска и других городов Урала.
Важным условием развития региона является включение его в международную систему грузопотоков, создания направлений, связывающих транспортные сети России и стран Средней и Центральной Азии через территории Азербайджана, Казахстана, Туркменистана и др., в том числе с использованием паромных переправ через Каспий.
После появления СНГ политика и стратегическое положение республики Иран в отношении перевозок и транзита приобрели для стран Содружества особую важность.Южные земли (территория Исламской республики Иран, Индии, Пакистана, Афганистана) могут рассматриваться как фактор укрепления отношений со странами, не имеющими выхода к Мировому океану. А также как путь, который другие страны мира могут использовать для выхода через МКР в Центральную и Юго-Восточную Азию, Китай, к Индийскому океану и в страны Персидского залива. На южных территориях МКР через территорию Ирана, Индии активизирует рынки товаров и услуг России, Казахстана, Центральной Азии, стран Персидского залива, Индии и Юго-Восточной Азии.
Иран приветствует не только участие иностранных инвесторов в своих транспортных проектах, но и включение страны в другие транспортные коридоры.
Географическое расположение делают Индию привлекательной для сотрудничества во многих сферах. Государство занимает четвертое место в мире по запасам угля, также имеет запасы других полезных ископаемых, таких как железной руды, марганца, слюды, боксита, хромита, газа и других. Основные наименования экспортных товаров включают текстильные изделия, драгоценные камни, технику, химикалии, ткани, хлопковую пряжу, а также передовые информационные технологии. Импорт в основном составляет сырая нефть и нефтяные продукты, машинное оборудование, удобрения.
Основываясь на единстве интересов стратегическое сотрудничество крупнейших держав в рамках МКР способно во многом изменить существующий баланс сил в мире и глобальную логистику стратегических финансовых и ресурсных потоков.
Уже сегодня вполне ощутимо то влияние на геополитическую ситуацию, которое оказывают страны региона, как в отдельности, так и вместе.
Деловая активность на землях МКР будет способствовать капитализации территорий, развитию совместных производств и "придорожной" инфраструктуры, что обеспечит миллионы рабочих мест в трудоизбыточных регионах.
На пересечении МКР с Северным морским путем, Транссибом, Турксибом, вторым "Шелковым путем" и автомагистралями возникнут перспективные логистические центры. Они смогут заинтересовать грузоперевозчиков и коммерсантов Европы, Канады, Китая, Кореи, Японии, Ирана, Индии, Вьетнама, Сингапура.
Индия, Иран, Пакистан, Арабские эмираты и ряд других стран заинтересованы выйти на рынки Сибири. Привлекают их ее природные богатства. Со своей стороны они готовы предложить свои традиционные товары, которые пользуются высоким спросом на потребительском рынке.
Ворота Азийского коридора интеграции расположены в местах пересечения административных границ с транспортными магистралями: Трансибом, Турксибом, Великим Шелковым путем и т.д. Северными Воротами является Ямал, а Южными - порт Абадан.Одним из ключевых факторов, обеспечивающим рыночную интеграцию экономик стран Азиатского континента, устойчивое добрососедское развитие всего региона, во многом являются водные ресурсы, которых у России в Западной Сибири более чем достаточно. Возобновляемый характер водного ресурса обеспечивает неограниченную продолжительность его использования (при соблюдении интересов охраны окружающей среды). Из-за отсутствия в Центральной Азии достаточного количества поверхностных и подземных вод сдерживается хозяйственное освоение территории, развитие социальной и промышленной инфраструктуры. Водные проекты, заметим, есть необходимый минимум действий при любых путях и вариантах развития ситуации в Центральной Азии.
Без активного совместного и равно заинтересованного участия России и стран Центральной и Южной Азии в разрешении социально-экономических проблем регионов Коридора интеграции, устойчивость их экономики и их безопасность может значительно снизиться и иметь непредсказуемые последствия. Будущая экономическая история сотрудничества этих стран во многом будет зависеть от реальной отдачи совместного использования ресурсного потенциала в рамках Трансазийского Коридора интеграции. Это означает, что при разработке и реализации подобных сценариев необходимо объединение желание и капитала (в широком смысле этого слова) государственно-частного бизнеса, корпораций и предпринимателей, заинтересованность отечественных и зарубежных финансовых структур.
Им предоставляется возможность не только выгодно вложить свои средства в перспективные высокоэффективные бизнес-проекты и вернуть с высокой гарантией вложенные средства, но и иметь доступ к участию в организации и управлении финансовыми и товарно-ресурсными потоками.
Генеральная политика МКР - это переход от экспортно-сырьевой к транспортно-перерабатывающей деятельности. Такая целевая постановка организации в целом в границах МКР позволит странам региона обрести новую степень экономической свободы и независимости, создать крупные самодостаточные компании, загрузить существующие и будущие предприятия гарантированными объемами заказов.
Нынешняя тенденция к увеличению свободы движения капиталов и рабочей силы, к росту геоэкономической зависимости разных стран и регионов создают новые барьеры на пути движения к росту благосостояния. Они сопровождаются возникновением у многих государств длинного списка "дорожных карт": проблема бедности, ухудшение демографической и экологической ситуаций, кризис в сельском хозяйстве, низкая транспортная освоенность территории, недостаточная устойчивость и безопасность и т.д. и т.п.
Для разблокирования проезда по дороге экономического развития составляются подробные "дорожные карты" .
В Трансазийском проекте "дорожные карты" предназначены для системного бесконфликтного устранения наслоившихся барьеров и препятствий благополучному развитию регионов, входящих в Трансазийское экономическое пространство.
Инвестиционные "дорожные карты" МКР
1. Социально-экономическая. Цель - улучшение качества жизни.
2. Строительная. Цель - развитие базы стройиндустрии, внедрение новых технологий, качественное строительство социально-экономических, промышленно-транспортных объектов.
3. Топливно- энергетическая. Цель - создание единой топливно-энергетической системы.
4. Транспортная. Цель - создание трансграничной интегрированной транспортной системы (единой транспортной системы "Азия").
5. Промышленная. Цель - обеспечение устойчивости и безопасности, развития экспорто ориентированных производств готовой продукции и замещение импорта.
6. Коммерческого природообустройства (безущербное природопользование). Цель - обеспечение экономики природными ресурсами (к примеру, в засушливых регионах водными ресурсами) с учетом экологической безопасности..
7. Ресурсосберегающая. Цель - разработка и внедрение новых технологий.
8. Рекреационная. Цель - системное использование рекреационных ресурсов, развитие международного туризма.
9. Агропромышленная. Цель - обеспечение продовольственной безопасности.
10. Институциональная. Цель - эффективное управление проектомСовокупную привлекательность перечисленных "дорожных карт" характеризуют:
- стимулирование развития экономики территориально сплоченных государств. Строительство новых объектов промышленности, энергетики, агропромышленного комплекса, гражданского строительства, решение проблемы занятости населения, востребованность высококвалифицированных кадров в промышленности, на транспорте и в сфере услуг;
- снижение транспортных издержек;
- значительный рост совместных рынков и грузо-пассажироперевозок, открытие новых рынков сбыта, ранее недоступных из-за транспортных ограничений;
- широкие возможности инвестирования конкретных бизнес-проектов;
- загрузка Северного морского пути, Транссиба, БАМа и Турксиба, действующих производств и сферы услуг;
- снижение зависимости от портов Прибалтики, Финляндии и Дальнего Востока;
- возникновение предпосылок к созданию ряда перспективных технопарков, свободных экономических зон в границах МКР от Северного морского пути до порта Мумбаи (Индия).
На этапе постановки вопроса о создании МКР выше указанный пакет "дорожных карт" представляет собой по форме и по содержанию целостно структурированный функционально-взаимоувязанный инвестиционный банк ключевых совместных бизнес-проектов движущих развитие всей территории, требующих изучения и разработки следующих программных направлений: 1.Социально-экономическое. Баланс трудовых ресурсов. Трудоустройство. Организация территории, градостроительство, расселение).Результат: повышение комфортности проживания, повышение занятости, согласованная трудовая миграционная политика. Только на примере этого направления для северных регионов представим несколько подробнее, что вкладывается в это содержание.
Северные территории Коридора - это плацдарм "знаниеёмкого" освоения Российской территории. Для того, чтобы начинать что-то новое, необходимо иметь свободное пространство, куда можно переселяться и начинать все с начала. Новые эффективные формы жизни могут быть только наукоемкими - такими, например, как коммерческое освоение новых месторождений, природных ресурсов на базе новых технологий и т.п.
Речь идет о заявлении нового подхода к адекватному размещению и структуре поселений на северных территориях Коридора, включающей и архитектуру жилища, и использование новых строительных материалов, и создание постоянных климатических условий, а также функцию новых создаваемых поселений. Новый подход определяет и новые требования к поселениям и расселениям, которые заключаются в формировании новой среды обитания и нового жилища в условиях предельно локального обоснованного и продуманного освоения природных богатств и территории. Эта идея не нова. Поселения, выполняющего функцию климатической базы, поддерживающей нормальные условия жизни, независимо от погодных условий были разработаны в советский период и осуществлены на практике в офисах Газпрома. Отказ от индустриального массового освоения северных регионов предполагает смену градостроительных принципов и схем. Локальному офису ресурсно-добывающей компании не нужен город с его множеством разнообразных служб и систем обеспечения. Но если город уже сформировался, а основной налогоплательщик, определяющий формирование городского бюджета вполне обоснованно, исходя из логики частного бизнеса, отказывается поддерживать его существование, то социальный конфликт неизбежен. Следовательно, уместна постановка вопроса об ответственности крупного бизнеса за гарантированное повышение уровня жизни населения в экстремальных условиях.
2.Строительное (Развитие базы стройиндустрии для энергетического, транспортного, водохозяйственного, сельскохозяйственного, промышленного и гражданского строительства).
Виды продукции: объекты стройиндустрии.
Стоимость строительной программы 20-25 млрд.долл., доход - 3 млрд.долл., срок окупаемости - 8 лет.
3.Топливно- энергетическое (Освоение нефтяных, газовых, угольных месторождений, энергии ветра, строительство ГРЭС, ВЭУ, ЛЭП).
Конечная продукция: уголь, газ, нефтепродукты, электроэнергия, тепло.
Во всем мире топливно-энергетический комплекс и, в частности, электроэнергетическая отрасль, считаются достаточно привлекательными для вложения капитала и привлечения инвестиций. Однако при сегодняшнем многообразии точек зрения о путях обновления и развития электроэнергетики и коммунального хозяйства инвесторам, желающим вложить средства, очень трудно определиться, какое направление наиболее эффективно и гарантированно обеспечивает быстрый возврат средств.
Стоимость строительной программы 20 млрд.долл., доход - 2,5 млрд.долл., срок окупаемости - 8 лет.
4. Транспортное. Проблемы национальной безопасности придают транспорту особую важность. Обращает на себя внимание недостаточная освоенность прежде всего восточных территорий, преимущественно широтное расположение основных магистралей. Отсутствие надежных меридианных путей приводят к снижению уровня национальной безопасности.
Центральной задачей является развитие транспортной инфраструктуры за счет интеграции транспортных маршрутов России и стран Центральной Азии в трансконтинентальные транспортные коридоры и формирование логистических комплексов, стыкующих различные виды транспорта и позволяющих обеспечивать необходимое качество жизни в узлах сети расселения.В конечном виде транспортно-коммуникационная инфраструктура развития будет включать:
- Северный морской путь
- Трансполярные коммуникации
- Трансевразийская магистраль на основе Транссиба, БАМа, Турксиба
- Северный высокоширотная магистраль или Северный сухой путь
- Второй Шелковый путь
- Система интегрального речного транзита
- Локальные транспортные системы
- Новые типы транспорта
Создание системы транспортных, телекоммуникационных инфраструктур, обеспечивающих связность всех точек Мирового Арктического Севера. Для этого необходимо восстановление круглогодичной навигации на Севморпути , а также проработка и запуск проектов транспортной инфраструктуры, соединяющей порты Северного морского пути и прибрежные районы. Развитие сети магистральных автомобильных дорог широтного и меридионального направлений, обеспечивающих доступность регионов Севера, а также целого ряда крупных международных проектов: "Воздушные трансполярные коридоры", "Северо-восточный проход", "Трансконтинентальная магистраль - соединяющая Северную Америку и Евразию через Берингов пролив". Часть из этих проектов разрабатывается в Институте экономики и ОПП Сибирского Отделения РАН.
Для Коридора с его огромной территорией, неравномерным экономическим потенциалом регионов, разной плотностью населения успешная работа транспортного комплекса особенно значима.
Главная задача транспортного бизнес-проекта - это реконструкция существующего транспортного каркаса в Трансазийский транспортный коридор: развитие морского, воздушного сообщения, строительство трубопроводов, автомобильных и железных дорог; обустройство).Виды продукции: транспортные объекты и транспортный услуги (внутренние и внешние грузо- пассажироперевозки).
Стоимость строительной программы 5-6 млрд.долл.
5. Промышленное (Освоение месторождений, создание горнорудных и промышленных предприятий, развитие лесоперерабатывающих комплексов).
Виды продукции: рудные и нерудные материалы, продукция металлургических заводов и предприятий.
Стоимость строительной программы 10-11 млрд.долл., доход - 1,5 млрд.долл., срок окупаемости - 7 лет.
6. Коммерческого природообустройства (Снижение риска подтопления населенных пунктов, территорий нефтедобычи; создание условий для восстановления экологического равновесия регионов; подача качественной питьевой воды в старопромышленные районы Коридора интеграции, водоснабжение маловодных районов; обеспечение пресной водой сельскохозяйственные производства; водоснабжение промышленности, ГРЭС, горнорудных предприятий; создание зон отдыха у воды; перераспределение части свободного стока реки Обь, создание меридионального лесопарка, создание зеленного пояса вокруг Арала, создание рабочих мест).
Предполагается повысить роль коммерческого природопользования в рамках Коридора интеграции. Поэтому в составе коммерческого природопользования выделяется лесопромышленный бизнес-проект, одним из направлений которого будет создание Трансазийского защитного лесопарка вдоль 65 меридиана и зеленого пояса вокруг Аральского моря.
Срок реализации Программы 2006-2025 годы.
Стоимость комплекса мероприятий составит 10-15 млрд.долл., доход - 1,5 млрд.долл., срок окупаемости - 10 лет.
7. Ресурсосберегающее (Мониторинг по поддержанию международных стандартов окружающей среды, соблюдение норм коммерческого природопользования, внедрение новых ресурсосберегающих технологий).
Виды продукции: учетно-контрольно-измерительная информация, рекомендации.
Стоимость 9 и 10 программ 2-3 млрд.долл., доход - 0,3 млрд.долл., срок окупаемости - 10 лет.
Стоимость строительной программы 2-3 млрд.долл., доход - 0,3 млрд.долл., срок окупаемости - 10 лет.
8. Развитие рекреации и международного туризма. (Создание рекреационных зон, организация массового отдыха и развитие международного туризма). Качество жизни не сводится к уровню жизни и опирается на комплекс критериев, организуемых в разнообразные индексы качества жизни, инвестиционной и туристической привлекательности
Виды продукции: оздоровительные, туристические, познавательные, развлекательные услуги.
Стоимость строительной программы 1,0-1,5 млрд.долл., доход - 0,3 млрд.долл., срок окупаемости - 5 лет.
9. Агропромышленного комплекса (Создание межрегиональной кормовой базы. Производство экологически чистой продукции растениеводства и животноводства и их промышленная переработка).
Виды продукции: зерно, корма, фрукты, овощи, мясо, молоко, яйца, консервная продукция.
Стоимость строительства 8-10 млрд.долл., доход - 0,9 млрд.долл., срок окупаемости - 11 лет.
10. Институциональное (Создание Управляющей компании, обеспечение его аппаратными, программными продуктами и информационной базой, мониторинг, управление проектом, распределение и управление ресурсами, финансовыми и товарными потоками, услугами…).
Виды продукции: организационная и учетно-распорядительная документация, совершенная система управления потоками.
11. Правовое
Результат: Организационно-правовые инструменты (законодательные акты, государственная политика в области мероприятия, в том числе антитеррористические), обеспечивающие безопасность и устойчивость бизнеса, экосистем, территорий, экономики. Устойчивое развитие по своей природе включает все сектора общества, и, следовательно, действия и стратегии, направленные на устойчивость, требуют пересечения границ между отраслями и дисциплинами.
В условиях перехода стран-участниц МКР к новым, принципиально иным политическим, социальным и экономическим отношениям, в том числе и в сфере обустройства территории, назрела объективная необходимость вовлечения общественности в процесс принятия решений по вопросам развития территорий, реализации бизнес-проектов, коммерческого природобустройства.
Это дает возможность резко повысить эффективность и качество разработки бизнес-проектов, инвестиционных предложений и программ, а также съэкономить значительные средства в случае получения отрицательного заключения общественности на возможно ранней стадии работы.
Так, например, для инвесторов это выгодно по следующим причинам:
- правильное понимание точки зрения общественности дает возможность своевременно изменить проект или снизить возможное негативное воздействие, избежать конфликтов, которые могут в противном случае просто остановить проект или резко снизить возможную прибыль от его реализации;
- заранее и хорошо подготовленные консультации с общественностью, общественные слушания помогут склонить общественность и власти на сторону намечаемого проекта, и как следствие, избежать дорогостоящих задержек на различных стадиях согласования проекта;
- получение положительного отклика общественности на проект в свою очередь улучшает и отношение банков к проекту и помогает обеспечить его финансирование.
Для проектировщиков также существуют веские причины необходимости совета с общественностью в процессе своей работы:
- знания и опыт населения могут оказать положительное влияние на весь процесс планирования, проектирования, воплощения проекта и мониторинг. Разнообразие оценок и мнений скорее ускорит процесс решения проблемы, чем затормозит его;
- в целом ряде случаев общественное участие может привести и к выбору нового творческого, например градостроительного решения, которое участники не смогли бы принять по отдельности. На этой причине хотелось бы акцентировать внимание, так как она напрямую связана с темой настоящего исследования.
Для власти эффективное общественное участие выгодно прежде всего по следующим причинам:
- они получают информацию о настрое общественности и более полно осознают возможную реакцию населения в результате реализации проекта;
- общественное участие является важной составной частью общего демократического процесса и реально обеспечивает гражданам возможность участвовать в политической жизни, а также повышает степень доверия к властям и законодательству.
Наконец, для самих граждан наиболее существенными являются следующие причины:
- общественное участие позволяет даже небольшим группам населения и организациям, заинтересованным в данном вопросе, получать информацию о происходящем, выражать свое мнение, оказывать влияние на решение вопроса, вплоть до опротестовывания решения;
- также оно дает и преимущества более общего плана, например, в части осведомленности о ходе самого процесса принятия решений, кто какие вопросы решает, на основании чего принимаются те или иные решения, о состоянии окружаюшей природной и городской среды, что помогает людям в будущем более эффективно участвовать в подобных процессах и служит базой для развития реальной демократии;
- общественное участие помогает развивать в людях чувство социальной сплоченности и ответственности, выявлять настоящих лидеров и доверять им.
Управление. Для организации развития нового экономического пространства, распределения ресурсов и управления информационными, финансовыми и товарными потоками предлагается создать Открытое Акционерное Общество "Золотой меридиан" (предлагаемое название) с контрольным пакетом акций у государств-учредителей.
Сооучредителями ОАО "Золотой меридиан" могут выступить юридические и физические лица любой страны. Уставный фонд формируется Учредителями. Вкладами в него могут быть финансовые и материальные ресурсы. К примеру: существующие автодороги, месторождения, предприятия промышленности, сельского хозяйства, водохозяйственные сооружения и т.д. То есть то, что может работать на успех МКР.
Хозяйственные связи в рамках Акционерной компании между действующими коммерческими структурами могут устанавливаться уже с момента регистрации ОАО "Золотой меридиан".
Но вначале чрезвычайно важно иметь мнение Глав государств (территории которых входят в МКР) о целесообразности коммерческой инициативы и их политическую волю решительно поддержать Траансазийский проект, основными принципами которой провозглашаются:
Устойчивость и экологическое равновесие - стимулирование экономической деятельности на основе заинтересованного внедрения энерго- и ресурсосберегающих технологий, внедрение экологически ориентированных методов управления и т.п.
Экономическая стабильность: обеспечивается с помощью высокой деловой активности, использования в хозяйственном обороте всех имеющихся производственных мощностей, развития инвестиционной деятельности и т.п. на основе рыночной системы экономики.
Социальное благополучие - отсутствие безработицы и социальных конфликтов, высокое качество жизни, низкая заболеваемость и детская смертность и др.
Это - наиболее сложно решаемые проблемы. Сегодня в мире половина человечества живёт плохо, а более пятой его части - очень плохо. Тенденции при этом таковы, что нищета через рост численности населения порождает нищету (часто это связано с менталитетом, традициями, конфессиональными особенностями, образованием и так далее, то есть с неэкономическими факторами). Таким образом, с решением социальных проблем тесно связаны демографические проблемы.
При решении социальных проблем главная социальная функция - это социальная справедливость, то есть распределение богатства, обеспечение человеческого достоинства и уважения.
Следующей, важной по значимости, проблемой, является общественное сознание, которое пока ещё очень далеко от уровня, который необходим для реализации устойчивого развития. Тем не менее, в общественное сознание необходимо включать идеи устойчивого развития и это становится эффективным тогда, когда подключается мировое научное сообщество, международные организации, средства массовой информации и системы образования.
Международная солидарность. Устойчивое развитие невозможно обеспечить в одной, отдельно взятой стране. Поэтому важно иметь взаимное доверие и поддержку.
Акционерная компания для разработки и осуществления многоцелевых проектов привлекает финансовые ресурсы заинтересованных банков и ряда международных компаний с различными формами правоотношений, не противоречащих законам России, Казахстана, Киргизии, Таджикистана, Туркмении и Узбекистана.
Состав и содержание финансово-хозяйственной деятельности Акционерной компании (от поиска инвесторов, проектирования, строительства, реализации своей готовой продукции и до управления системными потоками) определяется тремя основными направлениями: производственной, финансовой и природоохранной. Они взаимоувязаны между собой коммерческой логикой и единым управлением финансовыми потоками.
Проект создания ОАО "Золотой меридиан", наряду с финансово-производственными целями, должен иметь активную коммерческую концепцию с учетом социальной ответственности за: улучшение условий жизни и труда населения (освоения полезных ископаемых, владеющих искусством земледелия, создания товаров и услуг, пользующихся повышенным спросом), рост их доходов, увеличение числа рабочих мест, повышение доходов бюджетов всех уровней. А также на более полное раскрытие потенциала корпоративного использования ресурсов бизнес-территории.
Стартовые намерения и ближайшие задачи включают:
- обсуждение инициативы совместно с партнерами и согласование плана совместных действий;
- подготовку правительственных документов по поддержке и продвижению инициативы;
- заключение соглашения с административными органами о сотрудничестве и координации работ по реализации инициативы;
- создание Межправительственной Рабочей комиссии высокого уровня для практической реализации инициативы. Желательно, чтобы в ее составе были представлены специалисты и эксперты государственных, общественных организаций, финансовых, коммерческих и производственных структуры и при этом функции Координатора проекта желательно возложить на официальных представителей заинтересованных государств.
Ближайшие задачи - это выполнить комплекс мероприятий подготовительного периода и обеспечить начало практической реализации проекта. Соответствующие мероприятия могли бы включать:
1. Проведение совещаний, обсуждений, консультативных встреч с руководством СНГ, ЕврАзЭс, с Полномочным Представителем Президента РФ в Уральском федеральном округе, с российскими губернаторами УФО РФ, с президентами: России, Казахстан, Киргизии, Таджикистан, Туркмении и Узбекистан, Индии, Ирана, Пакистан, Афганистана с целью принятия решения о целесообразности начала проектно-изыскательских и научно-исследовательских работ создания Трансазийского коридора развития.
2. Формирование Международного Форума специалистов и экспертов для разработки и продвижения проекта и плана их взаимодействия.
3.Подписание основополагающих документов государств-участниц о создании Трансазийского коридора развития.
5. Получение поддержки международных и общественных организаций.
6. Подписание полномасштабного Соглашения участников создания Трансазийского коридора развития о его реализации с механизмами взаимных и сторонних гарантий исполнения обязательств, разделения и удержания рисков. Учреждение Координирующей компании.
7. Заключение контрактов, договоров на базе Соглашения.
8. Обеспечение финансирования проекта.
9.Обеспечение информационного и материально-технического обеспечения в соответствии с заключенными договорами.
10. Разработка гарантированных и согласованных схем кооперации и интеграции.
11. Достижение запланированных промежуточных и конечных результатов.
В качестве одной из основных форм хозяйствования в границах коридора предлагается на рассмотрение концессия. Законодательная база развития концессионной деятельности разработана в заинтересованных странах достаточно основательно.
Концессионную деятельность планируется осуществить, в первую очередь, в таких сферах хозяйствования как:
* строительство и эксплуатация объектов путей сообщения, грузовых и пассажирских портов, аэропортов;
* освоение месторождений полезных ископаемых;
Передача объектов на концессию осуществляется посредством концессионного конкурса. С прошедшим конкурс заключают концессионный договор на срок от 10 до 50 лет. Располагаемая информация и предварительные результаты позволяют приступить к подготовке проектов правительственных решений (России, Казахстана, Узбекистана, Киргизии, Таджикистана и Туркмении) в поддержку создания международной Акционерной компании "Золотой меридиан" и организации проектно-изыскательских и научно-исследовательских работ.
Предполагаемые мероприятия "дорожных карт":
- Формирование участников-исполнителей проекта и разработка плана их взаимодействия.
- Получение государственной поддержки и работа над Проектом.
- Подписание полномасштабного Соглашения участников Программы о ее реализации с механизмами взаимных и сторонних гарантий исполнения обязательств, разделения и удержания рисков. Назначение Управляющей компании проекта.
- Заключение контрактов, договоров на базе Соглашения.
- Обеспечение финансирования проекта.
- Обеспечение информационного и материально-технического обеспечения.
- Разработка гарантированных и согласованных схем кооперации и интеграции. Достижение запланированных промежуточных и конечных результатов, получение социальных и экономических выгод для всех участников проекта.
- Разработки схемы организации территории (концепции градостроительства и расселения, баланс трудовых ресурсов).
- Разработки проекта освоения месторождений (угольных, цветных металлов, строительных материалов, воды).
- Проектирования топливно-энергетического комплекса и схемы развития объединенной энергосистемы.
- Проектирования водовода (металлического, железобетонного, полимерного), насосного оборудования, электроснабжения.
- Проектирования предприятий промышленности (добыча, переработка и производство).
- Проектирования АПК (организация предприятий по производству сельскохозяйственной продукции и ее промышленной переработки).
- Проектирования транспортных схем (железнодорожного, автомобильного, речного).
- Логистики (новая концепция транспортной схемы региона на основе коридора развития).
- Охраны окружающей среды и рекреации.- Анализа конъюнктуры рынка (создание совместных рынков стран коридора развития).
- Составления смет, календарного графика строительства и эксплуатации.
- Изучение международного права и создание Управляющих международных структур.
- Составления Бизнес-плана Коридора развития.
- Составления бизнес-модели Консорциума.
- Составления схемы развития производительных сил в границах коридора развития.
- Проектирование Консорциума (администрация, структура управления, уставный фонд, внутренняя и внешняя политика, формы сотрудничества, юридическое обеспечение, бюджет, акционеры).
- Подготовка предложений по вопросам законодательства (налоги, тарифы, соглашения о концессии, раздела продукции, таможенные правила, совместные рынки).

Учитывая системообразующее значение водного фактора в интеграции базовых ресурсов России и стран Центральной Азии в границах Трансазийского коридора развития целесообразно объединить усилия Федерального агентства водных ресурсов МПР РФ и Правительства Москвы на изучении комплекса вопросов коммерческой подачи воды из бассейна реки Обь в водохозяйственную систему Центральной Азии.
Ориентировочные сроки выполнения предстоящих работ - 3 года.
Потребный объем финансирования проектно-изыскательских и научно-исследовательских работ - 3 млн.долл.
Концепцию Трансазийского коридора следует рассматривать как первый опыт определения основных направлений совместной деятельности власти и бизнеса в новых социально-экономических и политических условиях на значительной континентальной территории сотрудничающих государств. Она может служить стартдокументом заинтересованных сторон для информации и подготовки предложений о своих намерениях.
Изложенный концептуальный взгляд на новый подход к экономической интеграции приглашает к конструктивному обмену мнениями по всем вопросам экономической интеграции в стратегически важном регионе. Автор не исключает корректировки и уточнений, развития основных положений и исходных принципов, которые должны быть положены в основу дальнейших исследований.
Во всех случаях остается неизменным желание совместного сотрудничества в обеспечении свободного движения к взаимовыгодному партнерству деловых кругов во имя процветания и благополучия населения регионов МКР. С этим были согласны и все участники Международной конференции (круглый стол) " Трансазиский коридор развития", состоявшейся в Москве 19 ноября 2004г.
Концепция первого открытого меридионального Трансазийского коридора интеграции не претендует на полноту изложения всех аспектов такого амбициозного проекта. Задачей настоящей статьи было инициировать не формальное обсуждение постановки вопроса в надежде получить конструктивные предложения по продвижению Азийского проекта.
И в заключение.
Когда значительная часть грузов Трансазийского экономического пространства пойдет по меридиональному коридору, можно будет сказать с полным основанием: "Проект жизнеспособен". И все же успешность проекта в целом для экономики государств будет определяться не столько долей перевозок по коридору, сколько степенью интеграции мобильных ресурсов участвующих стран в Трансазийское экономическое пространство.
Контакт: моб. 8 916 152 03 79 эл. почта: pycb@rambler.ru Москва, 10 марта, 2005г
[1]в редакции авторов: В.Лапина, Ю.Травкина, М.Фомичева. "Основная проблема России и пути ее разрешения", "Городское управление", № 6 за 1997
год

Сайт создан в системе uCoz