ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВОДНЫХ, ЗЕМЕЛЬНЫХ И ГИДРОЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ ЦЕНТРАЛЬНО-АЗИАТСКОГО РЕГИОНА
Морозов Александр Николаевич

 

Рыскулов Д.М.

В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ: экономически эффективна ли водоподача из Оби в Центральную Азию?

При благоприятном стечении обстоятельств текущий 2003г.- Международный год чистой воды мог бы быть для переброски историческим. За прошедшие с 1986 памятного года 17 лет предполагалось завершить проектирование и строительство Главного канала и привести Большую Воду из Сибири в бассейн Аральского моря.
Трудно себе представить ту человеческую радость, которую искренне испытывали в связи с таким событием десятки миллионов счастливых людей. Но, обстоятельства превыше нас.
Здесь и далее в понятие термина "переброска" заложен собирательный смысл, который в зависимости от контекста может означать: образ мышления, многоплановую проблему, комплекс мероприятий освоения ресурсов, оказание гуманитарной помощи, обеспечение стратегической безопасности, конкретное инженерное решение, связанные с изъятием части стока реки, его транспортированием, распределением, использованием и охранной природы.


Основание для постановки вопроса.
Непредсказуемость завтрашнего дня, неопределенность отношения властных и финансовых структур к переброске, ограниченность информации, для крупномасштабного проекта, отсутствие организующего начала затрудняют в настоящее время сделать выбор целенаправленных шагов достойных ситуации. Может быть, поэтому сегодня возникают больше вопросы, чем ответы.
Результаты экономических расчетов, выполненных в Технико-экономическом обосновании первой очереди переброски части свободного стока рек Сибири в Среднюю Азию (ТЭО), свидетельствуют о высокой экономической эффективности комплексных суммарных затрат. Они позволяют представить выгоды России, республик Средней Азии и отраслей экономики, которые могли бы быть получены в случае реализации проекта в условиях единого социалистического государства - СССР.

Показатели экономической эффективности (по материалам ТЭО 1984г.) (принятые обозначения: К– капиталовложения, млн. руб.; П– среднегодовая прибыль,млн. руб.; Р– рентабельность, % ; Ок. – окупаемость, лет)

Статьи затрат

К

П

Р%

Ок., лет

На территории России

Главный канал переброски

4438

591

7,0

14,3

Оросительная система

2127

351

10,8

9,4

Совхозы овощеводческие

157

656

94,4

абс.эфф.

Совхозы кормовые

1282

167

7,7

12,5

Совхозы животноводческие

60

150

29,8

4,4

Всего:

8064

1916

13,6

7,6

На территории Казахстана

Главный канал переброски

7491

918

6,5

14,8

Оросительная система

2570

360

10,1

10

Совхозы овощеводческие

63

203

608

абс.эфф.

Совхозы кормовые

1000

100

8,3

11,9

Совхозы животноводческие

97

367

389

абс.эфф

Всего:

11221

1947

10,4

9,6

На территории Узбекистана и Южного Казахстана

Главный канал переброски

1893

223

5,4

17,3

Оросительная система

6913

901

9,1

10,9

Совхозы овощеводческие

281

245

230

0,8

Совхозы кормовые

3329

551

12,5

8,1

Совхозы животноводческие

411

1627

259

абс.эфф.

Совхозы хлопководческие

371

37

5,5

15,3

Хлопкозаводы

71.

80

166

абс.эфф

Маслоэкстракционные заводы

38

7

18,9

5,7

Всего

13307

3671

26,4

5,75

Итого по всем объектам

32600

7535

16,12

7,3



Сегодня это уже не факт, что переброска по – прежнему эффективна.

Приведенными данными можно только иллюстрировать методику и содержание экономического счета. Показатель эффективности очень чувствительный параметр. Его устойчивость зависит от многих факторов. В расчет принимаются лишь те, которые поддаются учету.
Ряд обстоятельств, которые в корне изменили исходные положения экономического обоснования, оказались за пределами диапазона, принятого в экономических исследованиях и расчетах. В ТЭО не возможно было предвосхитить то, что произошло. А именно:
1. За истекший период времени после приостановления проектных и научно-исследовательских работ по переброски радикально изменилась
геополитическая обстановка: бывшие союзные республики стали независимыми государствами.
2. Сегодня на принципиально новой политической и экономической основе в каждой из них возникли новые правовые и организационные институты. Хозяйствующие субъекты (юридические и физические лица) с новыми формами собственности самостоятельно определяют сферу и масштаб своей деятельности.

Происходящие события в корне изменили исходные принципы и положения экономического обоснования. В результате перехода на капиталистические принципы строительства экономики России и республик Центральной Азии значительный массив экономической информации ТЭО потерял свою актуальность и практическую ценность. Он просто стал не адекватным современным условиям и формам хозяйствования. Складывающиеся не традиционные деловые и финансовые отношения между государством и коммерческими структурами заинтересованных в переброске стран, требуют системного переосмысления происшедшего и происходящее в России и республиках Центральной Азии с точки зрения возможности и целесообразности реализации переброски в новых условиях. Следовательно, из-за отсутствия современной кономической оценки переброски все дискуссии о строительстве канала переброски преждевременны.

Особенность настоящего времени

Для возобновления прерванного процесса проектных работ и научных исследований поставки части стока реки Обь в Центральную Азию, прежде всего, необходимо иметь глубокую уверенность в её эффективности. Это можно будет гарантировать, если новые экономические расчеты на основе новой экономической информации подтвердят экономическую эффективность переброски. Сегодня показатели экономической эффективности необходимы для стимулирования интереса Инвестора.
С другой стороны, веление времени (точнее рынок) выдвинуло в качестве важнейшего показателя – цену товара (в нашем случае вода). Знания цены и реального спроса на воду позволят объективно судить о целесообразности проекта.
Следовательно, судьба проекта в руках у двух ключевых сторон – Покупателя и Инвестора.
Думается, отсутствие новых показателей эффективности и экономически обоснованной цены воды по трассе канала является главной причиной отсутствия Инвесторов и пассивного отношения республик Центральной Азии (Покупателя) к переброске.
Неопределенность отношения властных и финансовых структур к переброске, ограниченность достоверной информации, отсутствие организующего начала и непредсказуемость завтрашнего дня негативно влияет на общественное мнение.
Поток различных оценок и суждений о переброске в СМИ и Интернет затрудняют в настоящее время сделать выбор целенаправленных шагов достойных ситуации. Может быть, поэтому сегодня возникают всё больше безответных вопросов и не обоснованных утверждений.
Особенность современного этапа изучения эффективности подачи воды из Сибири в Центральную Азию должна заключаться в целенаправленном сборе, анализе, обобщении и систематизации экономической информации. Вновь созданная база данных должна
быть пригодной для оценки всех хозяйствующих субъектов, связанных со строительством объектов и использованием воды.
Собственный опыт оценки эффективности проектных решений ТЭО и работа по замечаниям Государственной Экспертной Комиссии АН СССР, Госплана СССР, Госстроя СССР подсказывают, что необходимо иметь такую базу данных, которая позволяла бы определить экономическую эффективность комплекса водохозяйственных, сельскохозяйственных и промышленных объектов (далее Комплекса).
Основная идея такого межгосударственного многофункционального комплекса состоит в том, что его отдельные группы компаний (водохозяйственная, аграрная, промышленная, строительная, транспортная, социальная и финансовая), имеющие разные функциональные назначения, различные формы собственности будут взаимно дополнять друг друга, увеличивая свою и общую выгоду и привлекательность.

Предпосылки и цели

Сегодня мы вышли на новый уровень понимания возможностей переброски и её ценности. Собственный опыт экономического обоснования проектных решений ТЭО и работа по замечаниям Государственной Экспертной Комиссии АН СССР, Госплана СССР, Госстроя СССР подсказывают следующее.
Концептуально важно было бы вначале определиться: кто и на каких условиях будет извлекать доходы от переброски, а кто будет оплачивать расходы, связанные с материализацией всего инвестиционного проекта (включая мероприятия по охране окружающей среды). Это позволит представить содержание, объём и детальность информации, а также степень использования материалов ТЭО.
Затем следует определиться с целями и задачами переброски, а также с методикой расчётов показателей эффективности.
На уровне экспертных оценок можно предположить, что заявленные в ТЭО цели и многие предпосылки, могут сохранить свою актуальность. Главные из них это обеспечение:
- все возрастающей естественной потребности народов и экономики Центральной Азии в пресной воде;
- занятости трудовых ресурсов;
- постоянного спроса на хлопок-волокно, южные свежие фрукты и овощи.
Может быть, обстоятельства актуализируют дополнительную цель переброски: "вода в обмен на стабильность".

Какая информация необходима

Сегодня необходимо иметь такую базу данных, которая позволяла бы выйти на новый уровень оценки экономической эффективности, не ограничиваясь рамками водохозяйственных, сельскохозяйственных и промышленных объектов. По существу, предстоит начать с изучения организационно-правовых, материально-финансовых и иных документов, связанных со строительством и эксплуатацией объектов
переброски. В составе экономической информации безусловному обновлению подлежат: сметная стоимость строительства, эксплуатационные затраты, капитальные вложения на водохозяйственное строительство, на сельскохозяйственное строительство и сельскохозяйственное освоение, стоимость строительства предприятий перерабатывающей промышленности, цена воды, структура использования орошаемых земель, объёмы производства, цена продукции, ежегодные издержки и т.д. Кроме того, необходимо осмыслить и систематизировать формирования портфеля правовых актов и финансовых намерений адаптации Комплекса к современным межгосударственным отношениям и рыночным условиям.
Отказываясь от устаревшей экономической информации восьмидесятых годов, желательно сохранить (не исключая возможности других предложений) апробированный в ТЭО методический подход к оценке экономической эффективности (сравнение финансовых потоков доходов и расходов), отвечающий современным требованиям международных финансовых организаций. В его основу были положены методические принципы UNIDO.
Методика расчета эффективности, использованная в оценках серии экономических сценариев ТЭО, довольно жестко учитывала ряд обязательных условий: учет затрат на охрану водных и земельных ресурсов, платное водопользование, фактор времени за 20-летний период. Потери из-за замораживания капитальных вложений рассчитывались по нормам дисконтирования 15% в год, принимались рыночные цены на импортное оборудование и проценты за кредит мировых банков. При разработке новой базы данных важно сохранить и высокие требования к её содержанию, достоверности и детальности информации.
Пересмотр былой концепции развития нового экономического пространства на базе канала переброски должен быть осуществлен с учетом интересов России и стран Центральной Азии.
В принципе, можно было бы использовать материалы тех организаций, фондов, отдельных специалистов, которые продолжали и продолжают поиск разумного решения выхода из кризиса в водном хозяйстве республик Центральной Азии. К сожалению, многие официально распространяемые документы не вносят ясность в перспективность переброски.
До настоящего времени нет новых исследований экономической эффективности переброски. Главная особенность работ последних лет заключается в том, что все предлагаемые сценарии развития Центрально-Азаиатских стран на основе укрупнённых показателей по отдельным мероприятиям и видам продукции исходят из использования только наличных водных ресурсов бассейна Аральского моря. Если бы в них были бы экономические показатели эффективности, то можно было бы эти сценарии рассматривать в каком–то приближении как альтернативные решения .Большая часть информации о переброске на сайтах в Интернет, носит публицистический, декларативный и недружественный характер. В их основе лежит один и тот же надуманный "дежурный" набор ущербов от переброски, заготовленный ещё в прошлом веке Залыгиным и Яншиным. Это в то время, когда ситуация с использованием водных ресурсов резко изменилась в связи с повсеместным падением производства во всех сферах экономики. За последние 17 лет оппонентам так и не удалось создать свой альтернативный проект, который по глубине проработок и интеллектуальности обоснования решений, мог бы на равных конкурировать с проектными решениями ТЭО.
Формирование новой базы данных целесообразно организовать исходя из современных задач и с учетом возможности использования новых информационных технологий. Но сделать это будет не просто, т.к. интеллектуальная основа изысканий, исследований и проектирования ликвидирована, упразднены ряд важных отраслей экономики и ведомств. Многие специалисты ушли в поисках заработка в различные структуры (в основном коммерческие).

Бизнес-план позволит ответить на многие вопросы

Реализация крупномасштабного Комплекса может быть осуществлена не только силами и за счет долевого участия в нем России и заинтересованных Центрально-азиатских государств, но и с широким привлечением иностранных инвестиций и частного капитала предпринимателей и бизнесменов. Разработка бизнес-плана инвестиционного проекта Комплекса подразумевает получить ответ на ряд вопросов. Наиболее важные из них: эффективны ли инвестиции (когда окупятся первоначальные вложения и какой доход обещают), какие источники финансирования и в каком объеме необходимы для реализации проекта, учтены ли риски, устойчивы ли гарантии не только возврата капитала, но и получения прибыли.
Успех может прийти только при совместных усилиях организаций, специализирующихся в самых различных областях - от проектирования, строительства и до разработки программного обеспечения. Для чего целесообразно создание Международного Евразийского консорциума (далее Консорциум) со статусом Акционерного общества. Главной задачей Консорциума является привлечение инвестиций. Его структура,
Сервис и Программы практически полностью ориентированы на эту единственную задачу. Однако каждый отдельный Сервис и Программа в значительной степени независим от иных Сервисов и Программ и может использоваться по отдельности. В этом плане Консорциум как бы представляет многоплановую корпоративную систему. Консорциум может иметь собственную правовую оболочку, вне которой находится
действующее законодательство каждой из стран-участниц проекта Комплекса (Членов Консорциума) с учетом прогноза его развития. Внутри этой оболочки - внутреннее законодательство, именуемое Правилами Консорциума, а также правовые основания вхождения субъекта законодательства (страна-участница) и, а это главное - инвесторов, в Консорциум, внутрь этой правовой оболочки. Тем самым потенциальные инвесторы - партнеры Консорциума получают ясные и полные основания инвестирования Инвестиционных проектов Членов Консорциума, а Члены Консорциума - ясные и полные основания для всех своих действий по привлечению и использованию иностранных инвестиций.

Трудности организации разработки Бизнес-плана

Для того, чтобы составить Международный бизнес-план Комплекса необходимо иметь полноценную базу данных, характеризующую не только современную ситуацию, но и взгляд хотя бы в ближайшее будущее. Это связано с выполнением определенной работы по организации сбора, обобщения и систематизации экономической информации и проведением многосерийных вариантов поиска эффективного решения.
Успех дела во многом будет зависеть от степени Финансового, Материально-технического, Правового и Кадрового обеспечения предстоящих работ.
В наше время добиться необходимого объёма финансирования и требуемого качества работ весьма сложно.
Начало подготовительных работ сдерживается, прежде всего, отсутствием финансирования.

Предпосылки и цели Комплекса.

Отмечая принципиальную важность новой экономической оценки возможности и целесообразности Комплекса, следует критически взглянуть на неоднократно озвучиваемые предпосылки переброски. Они вместе с показателями экономической эффективности являются определяющими перспективность продолжения проектных и исследовательских работ.
На уровне экспертных оценок можно предположить, что многие предпосылки, выявленные в ТЭО, продолжают сохранять свою актуальность. Главные из них - это все возрастающая потребность народов и экономики Центральной Азии в пресной воде, рост численности населения и постоянный спрос на хлопок-волокно, южные свежие фрукты и овощи.

Новое экономическое пространство от Тюмени до Ташауза (Потенциал и интересы) Исторически Россия, Казахстан, Узбекистан и Туркмения являются дружественными странами. Их богатый опыт многолетнего плодотворного сотрудничества во всех сферах общественного развития, взаимное уважение к национальным интересам друг
друга служат прочной основой их стратегического партнерства в условиях современных угроз и вызовов времени.
В основе технико-экономического обоснования рассмотрена стратегически важная часть территории России, Казахстана, Узбекистана и Туркмении, расположенная вдоль оси канала переброски. Развитие производительных сил этой территории детально было изучено на протяжении ряда лет Советом по производительным силам при Госплане СССР, ведущими академическими, проектно-изыскательскими и
научно-исследовательскими институтами Советского Союза. В результате было признано, что водный фактор и природный капитал могут стимулировать создания нового экономического пространства на площади от Тюмени до Ташауза.
Думается, что придется вновь изучить этот регион, чтобы убедиться в справедливости его значимости. Нам известно, что многие крупнейшие компании мира активно участвуют в освоении стратегических ресурсов Центральной Азии. Может быть, эти компании и проявят интерес к строительству канала.

Потенциал интересов формирования нового экономического пространства
Возможные выгоды России. Из общего объёма речного стока по стране на Сибирь и Дальний Восток приходится 71%, ресурсов речного стока. В то же время, на развитый в промышленном и сельскохозяйственном отношениях район России Уральский, прилегающий к Западной Сибири, приходится около 5% от общего объёма речного стока.
В соответствии с Водным кодексом Российской Федерации почти 100% водных объектов находятся в государственной собственности. В том числе около 95% - в федеральной.
На федеральном уровне государственное управление в области использования и охраны водных объектов осуществляют Правительство Российской Федерации и специально уполномоченный государственный орган, функции которого возложены на Министерство природных ресурсов Российской Федерации. Определение территориальных интересов областей Обь-Иртышского бассейна – это прерогатива власти того или иного уровня. Ежегодные платежи за изъятый сток обеспечат субъектам Федерации Обь-Иртышского бассейна устойчивое финансирование:

  • создания экономического механизма водопользования, соответствующего рыночным условиям, улучшение на этой основе финансирования водохозяйственной деятельности;
  • совершенствования управления водными ресурсами на основе бассейнового принципа и новых форм хозяйствования на водных объектах; развитие системы мониторинга водных объектов и повышение эффективности государственного контроля за использованием водных объектов;
  • совершенствования системы информационного обеспечения управления водным хозяйством, включая её организационно-структурное обеспечение;
  • восстановления и сохранения водных экосистем и обеспечения стабильной благоприятной экологической обстановки в основных речных бассейнах;
  • предупреждения и уменьшения опасных последствий паводков, наводнений , подтопления территорий и водной эрозии;
  • формирования системы государственного надзора за безопасностью водохозяйственных сооружений и гидроузлов;
  • проведения оптимальной региональной водохозяйственной политики с учетом состояния водных объектов и особенностей их использования основными, водопользователями;
  • ведения работ по водному кадастру.

Интересы Центральной Азии. Водные ресурсы Западной Сибири (как сырьё, как продукт питания и жизнедеятельности человека, как среда обитания рыб, как рекреационный ресурс, как ресурс, используемый для орошения, получения энергии и в качестве транспортных путей) могут быть объектом межгосударственного сотрудничества. Вода может выступить в качестве ресурсной основы деятельности отраслей экономики и социальной сферы республик Центральной Азии. В значительном выигрыше могут быть и народы Казахстана, Узбекистана, Туркмении и Таджикистана. Не исключается возможность возникновения запросов части Большой воды у Афганистана.
По материалам ТЭО объем перебрасываемого стока в размере 27,2 куб. км в год распределяется по территориям следующим образом: Россия - 4.83 куб. км, Северный Казахстан - 3,33 куб.км, Средняя Азия -16,4 куб.км, потери на испарение и фильтрацию - 2,64 куб.км. позволит орошать 4,5 млн. га земель, в том числе в районах России - 1,5 млн. га, Средней Азии и Казахстане - 3,0 млн. га.
В бассейне Карского моря намечалось орошать богарные земли на территории Западной Сибири, Восточного Урала, Северного и Центрального Казахстана.
Повышение водообеспеченности маловодных районов региона значительно уменьшило бы зависимость сельского хозяйства от погодных условий, а значит, возросла бы надежность производства продукции земледелия и животноводства.
В южной зоне (бассейн Аральского моря) большую часть новых орошаемых земель, предполагалось разместить в дельте и низовьях Амударьи - на территории Кара-Калпакии и Хорезмской области Узбекистана, Ташаузской области Туркмении, а также в дельте и низовьях р. Сырдарьи на территории Кзыл-Ординской области Казахстана.
Проектный (по материалам ТЭО) выход продукции сельского хозяйства в границах нового экономического пространства характеризуется следующими объёмами (млн. тонн):

Зерно

17,1

В том числе: кукуруза

13,1

корма без зерна (корм. ед)

23,4

то же, с учетом зерна (корм.ед)

45,1

Овощи, бахчи, картофель

6,7

Объем продукции животноводства, получаемый от использования продукции растениеводства, млн.т

Мясо

2,9

Молоко

10,9

Яйцо, млрд. шт

9,2

Значительная часть всей сельскохозяйственной продукции предполагалось поставлять в Российскую Федерацию - в Москву, Санкт-Петербург и другие города, в области Западной и Восточной Сибири, районы Российского Севера, промышленные центры Урала.
Сегодня в рыночных условиях ассортимент продукции и объёмы производства во многом будут определяться конъюнктурой рынка и ценами производителей. (В ТЭО за основу принимались контрольные цифры Продовольственной программы СССР). При этом необходимо иметь в виду, что благоприятные климатические условия открывают возможность создания зеленного конвейера ранних фруктов и овощей центральная Азия - Россия.


Промышленный потенциал.

С приходом дополнительной воды в Нижне-Амударьинском районе можно вовлечь в хозяйственное освоение перспективные месторождения газа и химического сырья, на базе которых можно будет создать новые предприятия химической промышленности.
В Чарджоуском районе есть возможность добычи сероводородных газов, полиметаллов и цементного сырья - основы промышленности строительных материалов и стройиндустрии.
В Казахстане имеются месторождения железной руды, химического сырья, угля, нефти и т.д.
В непосредственной близости к главному каналу переброски можно организовать ежегодную добычу в Тургайском бассейне более 40 млн. тонн условного топлива. Это позволит создать новый энергетический комплекс мощностью 20 млн. кВт. Результаты расчетов показали, что включение в состав рассматриваемого комплекса топливно-энергетических объектов даёт Казахстану дополнительную прибыль около 2
млрд. руб. (в ценах 80-х годов).

Социально-экономические преимущества. Развитию "Большого Тургая" могла бы способствовать социально-экономическая инфраструктура в зоне канала, так как уже после окончания строительства пускового комплекса первой очереди может быть использована вся транспортная сеть, культурно-бытовые и медицинские учреждения жилых поселков строителей, а также инженерные коммуникации и сооружения.
Крупное водохозяйственное строительство и сельхозосвоение новых орошаемых земель в южных районах благоприятно сказалось бы на изменении транспортных схем и ареалов расселения.
В зоне сельскохозяйственного освоения предлагалось создать более 2 тысяч центральных усадеб и отдельных хозяйств, около 100 районных центров, более 20 межрайонных центров. Только на базе поселков строителей могли возникнуть 10 новых современных городов.
Около 70% вновь производимой сельскохозяйственной продукции предлагалось переработать в Нижне-Амударьинском, Чарджоуском, Кзыл-Ординском и Чимкентском промышленных районах на предприятиях легкой и пищевой промышленности.
Создание нового экономического пространства обеспечило бы занятость в материальном производстве и в сфере услуг более 2млн. чел.
Появление сквозного водного пути "Север-Юг" совместно с параллельной каналу автомагистралью протяженностью около 2,5 тыс. км, способствовало бы значительному развитию внутренних водных путей Серединного региона.
Организация судоходства повысит роль водного транспорта в регионе. Создание транспортного каркаса позволит более рационально перераспределить грузопотоки между различными видами транспорта во внутренних перевозках и межрайонном обмене Западной Сибири, Урала, Казахстана и Средней Азии. Новая транспортная схема позволит разгрузить существующую железнодорожную магистраль "Турксиб", по которой из Сибири в Среднюю Азию поступают лес, черные металлы, уголь, нефтепродукты и др., а в обратном направлении - волокно, растительное масло, ранние овощи, южные фрукты, плодоовощные консервы, вино, виноматериалы и др.
Как показали исследования Сибирского отделения Академии медицинских наук, недостаток витаминов является основной причиной заболеваний и снижения трудоспособности сибиряков. В целом нехватка свежих овощей и фруктов, особенно зимой и весной, побуждало население мигрировать. И это, в свою очередь, отрицательно сказывалось на освоении природных богатств Сибири. Создание в Средней Азии крупной сельскохозяйственной базы, гарантировано обеспечивающей Сибирь своей продукцией, внесло бы серьезный вклад в решение продовольственной проблемы этого края.
С завершением строительства канала переброски в зоне его влияния могли бы возникнуть благоприятные условия для организации новых мест массового отдыха населения на побережьях Тенгизского, Чардарьинского и Тюямуюнского водохранилищ.
Отдых у воды может сочетаться с туризмом по трассе канала с посещением всемирно известных историко-культурных и архитектурных памятников древнего Хорезма, Бухары и Самарканда. Возможно развитие иностранного туризма. Рекреационно-курортное и эстетическое освоение малообжитой территории может иметь большой социальный эффект.

Экологический фактор.

Увеличение водных ресурсов в южных районах региона улучшит природные комплексы и повысит их биологическую продуктивность. Оптимальная трасса канала, соответствующие противофильтрационные и дренирующие мероприятия, повышение водообеспеченности степных озер, фитомелиорации, создание лесозащитных полос вдоль каналов и переходов для животных, рыбохозяйственное освоение
водохранилищ и т. д. обеспечат рациональное природопользование в зоне влияния канала переброски.

Системное обеспечение.

На основе комплекса инженерно-технических и организационно-хозяйственных мероприятий, связанных с подачей и использованием части Объ-Иртышского стока в Средней Азии и Южном Казахстане, вместе с существующими водохозяйственными объектами региона предполагалось создать Единую систему управления водными ресурсами Азиатской территории. Это позволило бы проводить единую межгосударственную политику рационального использования и охраны водных ресурсов.
Выгодное географическое положения рассматриваемой территории усиливает эффективность проекта за счет меридианного транспортного каркаса – строительства магистральной дороги Север-Юг в направлении Аравийского моря. В регионе в основном действуют широтные дороги.Сегодня трудно до конца представить все преимущества будущего транспортного коридора этой транзитной магистрали. Он пройдет параллельно трассе водного канала Сибирь-Средняя Азия и свяжет между собой линиями электропередач, трубопроводами, дорогами промышленные и сельскохозяйственные предприятия Сибири, Средней Азии со странами, тяготеющими к Персидскому заливу.

Инженерные решения ревизовать не целесообразно В ТЭО на основе материалов полевых инженерных, топографических, гидро-геологических изысканий, экономических исследований с равной детальностью рассмотрены многовариантные инженерные решения, выбор параметров канала и гидросилового оборудования, организация производства и строительных работ по всей трассе канала.
Думается, что успешное рассмотрение и защита в экспертизе Госстроя СССР инженерных решений позволяют считать, что при уточнении сметной стоимости строительства можно не пересматривать трассу канала. Но при этом не исключается возможность внесения принципиальных уточнений, связанных с возможностью применения достижений технического прогресса в технологии, новых строительных материалов и оборудования, если они позволят сократить потери, затраты и сроки строительства.

Новое видение проблемы

Сегодня можно с уверенностью утверждать, что время работает на переброску. Её преимущества и социально-экономический потенциал нарастают. Об этом свидетельствует не ослабевающий интерес не только к возможности использования воды в хозяйственной деятельности, но и к её геополитическому значению. Одним из убедительных тому доказательств является предложение Мэра Москвы Ю.М. Лужкова о
необходимости взгляда на воду как на новый валютный товар России. Оно своевременно и заслуживает достойного внимания.
Можно предположить, что продажа за рубеж (в центрально-азиатские страны) возобновляемого природного ресурса без ущерба природной среде может давать ежегодно Федеральному бюджету России по экспертным оценкам минимум несколько сот миллионов долларов. При этом Центрально-азиатские республики смогут решать как стратегические, так и социально-экономические задачи. На Азиатском рынке водных ресурсов у России нет конкурентов.
Открытое заявление о возможности продажи воды дружественным государствам придает переброски новый экономический смысл. К такой рыночной постановке идеи передачи воды в Центральную Азию имеются достаточно объективные предпосылки. Однако, к сожалению, пока нет полной уверенности в целесообразности и экономической эффективности переброски и использовании её ресурсов в экономике.
Любая новая версия проекта переброски может получить поддержку и своё развитие только при подтверждении эффективности Комплекса.
Смысловой стержень коммерческого подхода к активному и целенаправленному водохозяйственному обустройству в границах слабо освоенной части территории от Тюмени до Ташауза имеет и важное стратегическое значение. Концепция опирается на социально-экономический базис региона, способный вывести Россию, Казахстан, Узбекистан и Туркмению на новый уровень сотрудничества.
Новизна подхода Ю.М. Лужкова к решению проблемы вселяет надежду, что президенты В.В.Путин, Н.А.Назарбаев, И.А.Каримов и Туркменбаши С.Ниязов проявят политическую волю и подтвердят свое стремление к снижению напряженности в Центральной Азии, связанной с нарастающим дефицитом пресной воды.
Исторически Россия, Казахстан, Узбекистан и Туркмения являются дружественными странами. Их богатый опыт многолетнего плодотворного сотрудничества во всех сферах общественного развития, взаимное уважение к национальным интересам друг
друга служат прочной основой их стратегического партнерства в условиях современных угроз и вызовов времени.
В основе выдвигаемой концепции рассматривается стратегически важная часть территории России, Казахстана, Узбекистана и Туркмении. Развитие производительных сил этого региона детально было изучено в ТЭО на протяжении ряда лет ведущими академическими, проектно-изыскательскими и научно-исследовательскими институтами Советского Союза.

Размышления о плане действий

В случае подтверждения эффективности переброскиможно будет продолжить научные и проектные работы не только по переброске и рациональному использованию экономического потенциала. Предстоит важная работа и по организационным вопросам (чего не было в ТЭО 1984г.). Необходимо будет уделить серьезное внимание правовым аспектам создания Транснационального Консорциума "Зеленый мост" со свободным обращением акций.
Предположительно Учредителями Консорциума "Зеленый мост" могли бы выступить все заинтересованные юридические и физические лица любой страны. Контрольный пакет акций должен принадлежать странам – учредителям: Правительствам России, Казахстану, Узбекистану и Туркмении.
Вкладами государств-учредителей, юридических и физических лиц в Уставный фонд Транснационального Консорциума могли бы быть их финансовые и материальные ресурсы (например, месторождения существующие предприятия промышленности, сельского хозяйства, водохозяйственные сооружения, мелиоративные системы и орошаемые земли и т.д.). Это означает, что в рамках Консорциума "Зеленый мост" хозяйственные связи могут начать устанавливаться между уже действующими предприятиями с момента регистрации международного консорциума.

В случае подтверждения эффективности проекта прибыль Консорциума и внешние кредиты должны будут направляться на расширение бизнеса предприятий консорциума.
Создание предприятий топливно-энергетического комплекса, фермерских хозяйств, объектов перерабатывающей промышленности и т.д. обеспечит работой значительную часть трудоспособного населения этого региона.
Все это вместе могло бы придать акциям Консорциума существенную ценность и значительный авторитет на мировом рынке ценных бумаг при выпуске их в свободное обращение.
Предстоит рассмотреть ряд проблем, связанных с валютой, экономической, финансовой и юридической политикой в границах действия Консорциума. Необходимо решить: кто и как будет управлять этой территорией? Появление региона с благоприятными условиями для предпринимательства станет еще одним убедительным доводом инвесторам проявить интерес к международному проекту.
Масштабность задач вполне соответствует стратегическому значению региона в новой геополитике.
Сегодня можно предположить, что влияние результата совокупной деятельности хозяйствующих субъектов Консорциума выйдет за рамки проекта территориального перераспределения части свободного стока сибирских рек в бассейн Аральского моря.
В концепции Консорциума переброска не цель, а средство достижения цели. Новая межгосударственная компания на базе новой социльно-экономической инфраструктуры могла бы создать благоприятные предпосылки для расширения сотрудничества России и Республик Центральной Азии в более широких масштабах. Чтобы убедить оппонентов в пользе задуманного, и начать работать с инвесторами,
необходимо объективно экономически оценить выдвигаемые предложения и представить достоверную информацию о преимуществах и недостатках проекта. Для этого потребуется разработать Бизнес-план конкретно для всей проблемы с выделением финансовых потоков и расходов каждой страны-участники проекта в отдельности. Такой документ, подготовленный в соответствии с требованиями международных финансовых организаций, позволит выявить финансовую целесообразность проекта и привлечь внимание потенциальных инвесторов, а каждому Учредителю увидеть свои выгоды.
Межгосударственный Бизнес-план Комплекса будет иметь не только финансово-экономическую ценность (что тоже не маловажно), но и сыграет важную роль в принятии политического решения обустройства межгосударственных отношений.


Приглашение к обсуждению

Просим высказать свою точку зрения на рассматриваемую проблему. Нам важны Ваши замечания, мнения, суждения и предложения относительно:

  • Современной постановки цели и задач поставки части стока реки Обь в Центральную Азию с учетом особенностей экономики стран-участниц межгосударственного проекта;
  • Основных положений экономических расчетов (варианты, детальность расчетов, цена воды, цена земли, государственные интересы и т.д.);
  • Информационного обеспечения и создания новой экономической базы данных;
  • Концепции коммерческого подхода к рассматриваемой проблеме;
  • Соображений об организационной структуре проектирования, строительства и эксплуатации объектов Комплекса;
  • Соображений об источниках и механизме финансирования проектирования, строительства и эксплуатации;
  • Предложений по разработке Бизнес-плана Комплекса.

    Все конструктивные замечания и предложения будут приняты с благодарностью.

Как связаться с нами

Об авторе

Работы автора

Вернуться на главную страницу

Сайт создан в системе uCoz